Аналитика и комментарии

30 марта 2024

Василий МЕДВЕДЕВ, «РОСИНКАС»: «Заработать на инкассаторских услугах можно только за счёт больших масштабов»

По данным Банка России, объём наличных денег в обращении сегодня составляет порядка 18 трлн рублей. Вопреки всем прогнозам население и бизнес не спешат полностью переходить на безналичные расчёты. А в ситуациях неопределённости, например, в пандемию и после 24 февраля 2022 года, отмечался резкий рост спроса на наличные. Соответственно, рынку нужны надёжные и эффективные инкассаторские компании национального масштаба, которые обеспечат инфраструктуру наличного денежного обращения.
Президент – председатель правления объединения «РОСИНКАС» Василий Медведев в интервью NBJ рассказал о том, что представляет собой российский рынок инкассаторских услуг сейчас, какие основные проблемы ему приходится решать, и что изменилось в жизни компании за последнее время в контексте динамично развивающейся внешней среды.

NBJ: Василий, ваша компания является крупнейшей на рынке инкассаторских услуг, вы точно знаете о всех его последних тенденциях, игроках, правилах, ценообразовании…

В. МЕДВЕДЕВ: Действительно, объединение «РОСИНКАС» является крупнейшим специализированным перевозчиком наличных денег и ценностей, занимает первое место в стране по объёму перевозимой национальной валюты.

Наша сеть включает более 270 точек присутствия и охватывает все регионы Российской Федерации, а наш автопарк насчитывает более 3 тысяч специальных автомобилей. Мы обслуживаем свыше 200 банков и более 13 тысяч компаний. Ежемесячно оказываем услуги по инкассации наличных денежных средств, спецгрузов и драгметаллов 200 тысячам торговых точек и 5 тысячам отделений банков.

Кроме того, на рынке инкассаторских услуг работают кредитные организации. По данным Ассоциации банков «Россия», в настоящее время 82 кредитные организации имеют, как минимум, один инкассаторский автомобиль. При этом все системно значимые банки и банки, активно работающие с сектором ритейла, содержат свои службы инкассации.

Инкассаторские компании работают по жёстким регламентам и под контролем государства. И это нормально и правильно, ведь работа инкассаторов связана с повышенным риском, с использованием огнестрельного оружия, с большими физическими и психологическими нагрузками.

В отношении инкассаторских услуг сложилось нерыночное ценообразование: российские банки исторически не выделяли инкассаторские услуги в отдельное направление бизнеса, а показатели эффективности, например, CIR* считали в целом на клиента.

В последнее время CIR стали считать по конкретным банковским продуктам, и если посмотреть на инкассацию как на отдельный продукт, то его CIR будет 120–140 процентов, что означает получение 100 рублей выручки на 120–140 рублей осуществлённых операционных расходов. То есть маржинальность инкассаторского бизнеса как банковского продукта отрицательная, заработать на инкассаторских услугах можно только за счёт больших масштабов.

Кроме того, некоторые специализированные инкассаторские компании, стремясь увеличить свою рыночную долю, занижали тарифы, жертвуя доходностью и заведомо неся большие убытки, которые какое-то время покрывали акционеры за счёт фондирования. А когда акционеры сворачивали поддержку, инкассаторские компании были вынуждены закрыть свой бизнес. 

NBJ: Бытует мнение, что в связи с уходом с рынка инкассаторской компании «Инкахран» выросли тарифы на инкассаторские услуги других игроков. Это так?

В. МЕДВЕДЕВ: Да, тарифы продолжат рост, но неправильно это связывать с «Инкахраном», который присутствовал менее чем в половине регионов РФ и по большей части в крупных финансовых центрах. Доля этой компании составляла, по разным оценкам, от 15 до 20 процентов рынка инкассации, а такой объём некритичен для отрасли – имеющиеся специализированные компании и службы инкассации банков смогут подхватить клиентов «Инкахрана» и оказать им необходимые услуги в полном объёме.

Другой вопрос в том, что инкассаторский бизнес по своей сути низкомаржинален, а расходы на его ведение за последние годы увеличились в несколько раз. Только за последний год стоимость инкассаторского автомобиля выросла в 2 раза (с 3 млн руб. до 7 млн руб.), топлива – более чем на 10 процентов, а в ряде регионов – более чем на 15 процентов. Также выросли тарифы на ОСАГО и на страхование перевозок. Дорожают и расходные материалы: чековые ленты, сейф-пакеты, запчасти и т. п. Всё это, безусловно, не может не отразиться на стоимости услуг инкассации.

Кроме того, надо учитывать и базу для сравнения: тарифы, как уже говорили выше, не были основаны на принципах рыночного ценообразования, они были искусственно занижены, а сейчас тарифы становятся адекватны текущей ситуации. Надо понимать, что у «РОСИНКАС» нет задачи получить сверхдоходы, но мы хотим обеспечить минимальную рентабельность.

NBJ: На каких основных проблемах сфокусирован рынок инкассации?

В. МЕДВЕДЕВ: Специфика рынка заклю­чается в том, что помимо специализированных инкассаторских компаний и банковских служб инкассации перевозкой наличных денег занимаются перевозчики-нелегалы, что создаёт и экономические риски, и риски по обеспечению безопасности граждан: не только сотрудников компаний, пользующихся услугами таких перевозчиков, но и всех, кто может оказаться в торговых точках или поблизости от них в момент заезда инкассаторов – так называемый тротуарный риск.

Кроме того, часть перевозчиков, стремясь снизить свои издержки, не соблюдает законодательные требования по обеспечению безопасности перевозок: наличие вооруженной охраны, бронирование автотранспорта и т. д., заменяя данные опции страхованием перевозок. На практике оказывается, что страховка носит условный характер и не покрывает ущерб при наступлении страхового случая. Не исключено, что имеют место и фиктивные полисы.

Есть и кадровая проблема – дефицит кадров в отрасли в связи с переходом сотрудников на воинскую службу и в оборонную промышленность.

В этих условиях для того, чтобы в отрасли заработали единые прозрачные правила игры, качество услуг было на высоком уровне, а инфраструктура соответствовала всем современным требованиям, «РОСИНКАС» вышел с рядом предложений к банковскому сообществу и к Банку России.

Во-первых, предлагается создать обязательный реестр перевозчиков, во-вторых, собрать информацию о территориальном присутствии игроков рынка и тарифов на услуги, с тем чтобы измерить рынок по совокупности качественных и количественных показателей.

Во-вторых, ввести дополнительное регулирование отрасли в части страхования перевозок.

В-третьих, подготовить консультативный доклад по проблемам рынка инкассации.

Кроме того, мы поддерживаем предложение Ассоциации банков России об отмене НДС на перевозку денежных средств, поскольку эта мера позволит поддержать инкассаторские компании, осуществляющие свою деятельность на принципах прозрачного и ответственного ведения бизнеса.

NBJ: Как повысить эффективность работы инкассаторов?

В. МЕДВЕДЕВ: Специализированные инкассаторские компании могут повысить свою эффективность за счёт того, что будут более активно автоматизировать и цифровизировать свои процессы, осуществлять партнёрское взаимодействие в регионах, внедрять автоматизированные депозитные машины (АДМ).

АДМ – эффективная альтернатива классической инкассации, которая помогает торговым предприятиям быстро и в любое удобное время, не дожидаясь приезда инкассаторов, и при этом без кассовых разрывов самостоятельно сдать выручку на счёт компании непосредственно в точке продаж. Сегодня мы уже обслуживаем АДМ более десяти крупных банков и видим, что этот инструмент удобен всем: торговым компаниям, банкам и нам.

07_Medvedev_2.jpgNBJ: Кто для вас главные клиенты в настоящее время?

В. МЕДВЕДЕВ: Сегодня значительную часть выручки мы получаем по прямым договорам с торговыми предприятиями. Но мы не хотим конкурировать с банками за клиентов-ритейлеров, поэтому ставим себе целью нарастить объёмы услуг для банков. Безусловно, мы, как и раньше, будем инкассировать торговые точки, но они будут выступать в качестве клиентов банков.

Многие банки уже отказались от содержания своих служб инкассации и перешли к нам на обслуживание, потому что это гораздо выгоднее. Так, если инкассаторская бригада из двух человек будет работать с максимальной эффективностью, за смену в 10 часов проедет 200 километров и инкассирует 40 точек, то себестоимость одного заезда будет 550 рублей, поскольку себестоимость одного часа работы такой бригады в «РОСИНКАС» 2200 рублей. У банков себестоимость часа – от 3000 рублей, соответственно, себестоимость одного заезда – 750 рублей. Но подобная плотность маршрута – скорее, исключение, поэтому наш тариф в 1200 рублей за один заезд для банков – это хорошее предложение.

Для повышения прозрачности бизнеса и предложения клиентам гибкого набора высококачественных услуг по приемлемым тарифам «РОСИНКАС» выступает с предложением к игрокам рынка перейти на пакеты услуг с абонентской платой. Такие пакеты формируются под бизнес клиента и включают определённый набор заездов, точек обслуживания, банкоматов, отделений, при этом абонентская плата взимается ежемесячно. Внедрение этого механизма позволит инкассаторской компании содержать всю сложную и дорогостоящую инфраструктуру в рабочем состоянии, а клиентам даст гарантию получения своевременных и качественных инкассаторских услуг по заранее согласованным тарифам с чётким графиком платежей.

NBJ: В апреле будет 3 года, как вы и ваша команда пришли в «РОСИНКАС». Что удалось сделать за этот срок? И какие планы на будущее?

В. МЕДВЕДЕВ: Нашей основной задачей было повышение эффективности работы объединения. Три года назад «РОСИНКАС» состоял из центрального аппарата и 73 территориальных управлений, в каждом из которых была своя бухгалтерия, документооборот, кадровое администрирование и другие функции. Чтобы повысить управляемость компанией и сократить расходы за счёт централизации производственных процессов, мы провели трансформацию структуры объединения, создав 8 территориальных управлений, в которые входят отделения, а в отделения – производственные участки.

Кроме того, мы создали 7 функциональных центров – хабов, которые поддерживают всю работу нашей компании. Соответственно, выполнением одной функции у нас теперь вместо нескольких сотен сотрудников в разных регионах занято несколько десятков – в хабе.

Вся работа по реформированию компании сопровождалась переходом на целевую ИТ-архитектуру. Мы практически полностью поменяли программное обеспечение, объединив в зависимости от процесса десятки, а иногда и сотни баз, перешли на централизованные решения на базе «1 С».

Важной составляющей нашей реформы стал переход на единый расчётный счёт в дочерней РНКО «Р-ИНКАС». Если раньше у нашего объединения было более 200 расчётных счетов во всех теруправлениях, то теперь все расчеты происходят централизованно. Плюс это дало колоссальную экономию за счёт снижения комиссионных расходов.

Совокупный экономический эффект от реформирования объединения составил около 1 млрд рублей в год. Это безусловно важно, но самое главное, чего мы достигли в результате преобразований – то, что «РОСИНКАС» стал компанией с прозрачной структурой управления, с которой нашим бизнес-клиентам выгодно, надёжно и комфортно работать. В то же время мы обеспечиваем выполнение государственных задач в сфере налично-денежного обращения.

Дальнейшее повышение эффективности своей работы мы, в первую очередь, связываем с цифровой трансформацией. Мы уже завершили переход на единую систему управления процессами, внедрив новую производственную платформу на базе отечественного программного обеспечения. Это позволило получить единый стандарт для всех производственных процессов, повысить скорость и качество обслуживания клиентов.

Следующая задача, которую мы сейчас начали решать, – это разработка личного кабинета клиента с тем, чтобы, войдя на нашем сайте в такой кабинет, клиент мог видеть всю информацию о движении своих средств. Мы сможем выдавать данные о фактически произведенных операциях в день осуществления этих операций. То есть клиенты при необходимости получат возможность сверяться с нами каждый день по инкассированным суммам. Но главное изменение для клиентов – в увеличении скорости оказания услуг и в минимизации риска совершить ошибки в результате ручного ввода информации.

Над чем мы ещё работаем совместно с банками – переход на передачу данных посредством OpenAPI, когда мы сможем с клиентами-банками обмениваться данными, при этом каждый будет продолжать работать в своих привычных программах, но на нашей платформе.
Поделиться:
 

Возврат к списку