Аналитика и комментарии
Сквозное управление ИТ в банке: от бизнеса до «железа»
Если раньше казалось, что достаточно выстроить интерфейсы между подразделениями, отвечающими за развитие ИТ-сервисов, их эксплуатацию и инфраструктурную поддержку, то сейчас становится очевидно, что необходимо сквозное управление от бизнес-задач и совместное проектирование развития. Такое мнение высказали в интервью NBJ первый заместитель генерального директора группы компаний CUSTIS Сергей ТИХОМИРОВ и заместитель генерального директора по ИТ-инфраструктуре группы компаний CUSTIS Александр ГАБИДУЛИН.
NBJ: Что изменилось за последние годы, почему мы говорим о необходимости изменения подхода к управлению ИТ в банках? Текущие схемы работы становятся менее эффективными?
С. ТИХОМИРОВ: Скорость развития современных банков в разы превышает ту, что была 10–15 лет назад. Задачи становятся более сложными: если раньше российские финансово-кредитные организации находились в «догоняющей» позиции и преимущественно использовали западный опыт и примеры из смежных областей, которые удавалось адаптировать под собственную ситуацию, то сейчас конкуренция растет и банки все чаще разрабатывают совершенно новые продукты и технологии, которые не имеют рыночных аналогов. В такой ситуации ИТ может стать существенным конкурентным преимуществом и инструментом повышения эффективности работы финансово-кредитной организации, но только при условии, что весь ИТ-контур банка от бизнес-аналитики до ИТ-инфраструктуры будет мыслиться и управляться как целостная структура.
NBJ: А что мы имеем сейчас?
А. ГАБИДУЛИН: Сейчас в большинстве крупных и средних банков есть несколько обособленных ИТ-подразделений, они могут быть «нарезаны» и называться по-разному — например, подразделения развития, эксплуатации и ИТ-инфраструктуры, — но суть от этого не меняется. Несмотря на видимую эффективность выстроенного между ними взаимодействия, каждое подразделение решает свои задачи и слабо представляет цели и возможности других.
Традиционно самое «оторванное» -инфраструктурное подразделение. Если специалисты, занимающиеся проектированием, развитием и эксплуатацией ИТ-сервисов на бизнес- и прикладном уровне, тесно контактируют и регулярно работают в единой связке, то к ИТ-инфраструктуре чаще всего относятся как к обеспечивающему слою, задачи на который «спускаются» уже без бизнес-наполнения в терминах «нужно столько-то серверов и такая-то база данных». Иначе говоря, нет совместного проектирования развития и изменений, затрагивающих инфраструктурный контур.
Конечно, у такой обособленности ИТ-подразделений есть фундаментальные причины. Они просто встроены в разные рынки - рынок ПО и рынок оборудования - со своими слабо согласованными целями и циклами развития, разными языками общения и традициями подготовки специалистов.
NBJ: Но может, некоторая обособленность естественна? В конце концов, предметы и объекты деятельности у них действительно разные.
С. ТИХОМИРОВ: Проблема в том, что при таком подходе ни бизнес, ни даже подразделение, отвечающее за развитие ИТ-сервисов, не видят в ИТ-инфраструктуре инструмент развития, а проектированием изменений в ИТ-инфраструктуре занимаются люди, имеющие «бытовые» представления о ее возможностях.
Конечно, есть исключения, например, банки, занимающиеся высококонкурентным розничным бизнесом, важность ИТ-инфраструктуры в условиях постоянных изменений и роста требований к ИТ понимают очень хорошо. Но в целом многим финансово-кредитным организациям до этого еще далеко.
Подразделение ИТ-инфраструктуры, которое последним узнает о планах бизнеса, становится или «перекачанным» возможностями так, чтобы в него «уместилось» любое требование бизнеса, или в один прекрасный момент оказывается просто не готовым к необходимым изменениям. Выводы об эффективности ИТ-инфраструктуры при обоих раскладах очевидны.
А. ГАБИДУЛИН: Потеря эффективности -это еще полбеды, ведь банк упускает возможности, которые могут дать актуальные тренды в области ИТ-инфраструктуры, а значит, теряет потенциальные конкурентные преимущества.
NBJ: Например?
А. ГАБИДУЛИН: Пример состоявшегося и уже оцененного тренда - виртуализация, которая в разы сократила сроки выделения инфраструктурных ресурсов под бизнес-задачи. И те банки, которые смогли быстро сориентироваться и внедрить у себя эту технологию, получили конкурентное преимущество. Сейчас на подходе новый тренд - виртуализация сети, которая может позволить, к примеру, очень быстро разворачивать филиалы для банков с разветвленной структурой.
С. ТИХОМИРОВ: Распространенный пример рассогласованности ИТ-векторов и упущенных инфраструктурных возможностей - излишняя унификация инфраструктурных подходов без учета бизнес-смысла. К примеру, в инфраструктурной политике банка прописывается, что в качестве СУБД используется широко распространенная технология от лидера рынка баз данных. Но в случае конкретного бизнес-запроса более удачным решением могла бы стать другая технология, которая дала бы значительный выигрыш в эффективности или предоставила возможности, не предусмотренные тем самым лидером в его продукте. Однако политика в данном случае буквально ограждает инфраструктурное подразделение от погружения в бизнес-смыслы, еще больше увеличивая его изоляцию.
NBJ: Как, по вашему мнению, можно переломить эту ситуацию? Как согласовать разнонаправленные векторы? На первый взгляд, задачка не из простых.
С. ТИХОМИРОВ: Несомненно, это очень сложная комплексная задача, и простым административным воздействием она не решается. Выстраивание сквозных процессов проектирования и внедрения изменений, в которых будут задействованы все специалисты от бизнеса до инфраструктуры, может быть очень хорошим шагом. Но чтобы эта конструкция была жизнеспособной, важно создать общий предмет деятельности бизнеса и ИТ как на «прикладном», так и на инфраструктурном уровне, выстроить процесс совместного концептуального проектирования и развития ИТ-ландшафта банка.
Конечно, чтобы такие изменения состоялись, бизнес должен быть в них заинтересован. Росту интереса бизнеса к инфраструктурному слою и запуску процессов совместного проектирования способствует появление рыночных технологий, например по работе с Big Data, в которых прикладной и инфраструктурный уровни неотделимы или инфраструктурная составляющая является ведущей. Сюда можно отнести и периферию удаленного банковского обслуживания (банкоматы, платежные и POS-терминалы), которая, по сути, является прямым «исполнителем» бизнес-задач и определяет способ предоставления услуг клиентам.
А. ГАБИДУЛИН: В целом рыночные тенденции таковы, что ИТ-инфраструктура, во всяком случае, в тех местах, где она может стать инструментом развития, начинает все больше восприниматься как полноправный партнер бизнеса, а не как обеспечивающее подразделение. Это может стать первым шагом к выстраиванию сквозного управления, которое, я уверен, способно дать многократный рост эффективности ИТ в банке.