Аналитика и комментарии

13 августа 2013

Успешное партнерство

В условиях конкуренции банкам приходится бороться в том числе и за повышение эффективности инструментов коммуникаций с клиентами. Именно это подвигло Альфа-Банк задуматься о замене платформы для интернет-банкинга, а затем разработать и реализовать проект по внедрению платформы «Альфа-Клик». Одним из партнеров кредитной организации в этом выступила «Синимекс-Информатика». О том, как складывалось сотрудничество между банком и компанией-интегратором, и о результатах проекта в целом рассказали в интервью NBJ директор центра инноваций и технологий электронного бизнеса Альфа-Банка Надежда АВДАНИНА и начальник управления бизнес-поддержки и внедрения электронных продуктов Альфа-Банка Андрей ИЛЬИНЫХ.

NBJ: Надежда, почему встал вопрос о замене платформы для интернет-банкинга? Какими потребностями кредитной организации это было обусловлено?

Н. АВДАНИНА: Основные предпосылки были следующими: система, которую банк использовал ранее, перестала отвечать его развитию. Прежде всего, она не могла с требуемой скоростью обрабатывать необходимый объем информации, не «летала». Были ограничения по производительности системы и возникали потребности в более оперативном внесении функциональных изменений. В этом не было ничего трагического или неожиданного: за развитием системы на постоянной основе следят специалисты по производительности, а архитекторы анализируют систему на предмет ее зрелости и возможностей. В целом практика показывает, что средний срок жизни системы – пять-семь лет, далее уже идут изыскания по возможной замене или повышению уровня версионности с целью сохранения конкурентоспособности.

Альфа-Банк завоевал на рынке репутацию высокотехнологичной финансово-кредитной организации. Мы всегда стремились сделать мир финансов простым и удобным для наших клиентов, в том числе и через интернет-банкинг.

Поэтому мы начали работу над выбором нового решения заблаговременно. Если говорить о новой платформе «Альфа-Клик», то это тот инструмент, который позволяет нам предоставлять клиентам качественный и понятный сервис, используя современные технологии, а если еще точнее, то это система, которая отвечает самым высоким требованиям производительности, масштабируемости, отказоустойчивости и безопасности.

NBJ: Сколько клиентов используют эту систему? Какие сервисы пользуются наибольшей популярностью?

Н. АВДАНИНА: «Альфа-Клик» – это многофункциональный программный комплекс, через который клиенту доступны продукты и сервисы банка: просмотр информации по счетам, депозитам, кредитам, оплата мобильных и интернет-услуг, переводы и конвертация. Причем, что особенно важно, все эти сервисы стали доступными для наших клиентов, численность которых достигает нескольких миллионов, в круглосуточном режиме.

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о том, на сколько этапов подразделялся проект, как долго продолжался каждый из них?

А. ИЛЬИНЫХ: В первую очередь мы должны были убедиться еще на ранних этапах, что выбранные технологии и подходы обеспечат все характеристики, которые предъявлялись к платформе.

Поэтому первым шагом было формирование работающего макета. Совместно с консультантами Oracle был создан прототип будущего интернет-банка, на котором были опробованы многие технологии. Это заняло порядка трех-четырех месяцев. Затем пилотный этап, в рамках которого были реализованы ядро будущей платформы и необходимые бизнес-процессы, выполнена интеграция с основными внутренними и внешними системами. Стало видно, как интернет-банк может выглядеть для наших клиентов и как он будет работать. По итогам «пилота» было принято решение внести корректировки в функциональность системы, и с середины 2011 года началась активная фаза проекта, то есть стандартные этапы разработки, тестирования и запуска новой системы.

NBJ: Правильно ли я понимаю, что перечисленные вами требования: производительность, отказоустойчивость, безопасность и масштабируемость – были основными критериями, руководствуясь которыми вы выбирали решение?

Н. АВДАНИНА: Да, конечно. При этом мы ставили перед собой глобальную задачу – создать систему практически с нуля, чтобы права на владение разработанного программного обеспечения были у банка, чтобы в нем содержалась ключевая экспертиза по этому проекту. На практике это означало, что существенную часть разработки и анализа выполняли наши программисты и аналитики, в то же время привлекались и системные интеграторы, одним из которых была компания «Синимекс-Информатика».

NBJ: Почему выбор пал именно на компанию «Синимекс-Информатика»? Что учитывалось при этом: стоимость предложенных услуг, наличие у компании опыта внедрения аналогичных проектов, какие-то другие факторы? На какой стадии реализации проекта специалисты «Синимекс» подключились к работе?

Н. АВДАНИНА: Мы использовали типовой подход при выборе компаний на начальной стадии проекта, при котором, безусловно, учитываются все факторы, которые вы перечислили: и стоимость ресурсов, и качество оказываемых компанией услуг, и наличие у системного интегратора экспертизы, и предыдущий опыт работы компании. Также можно добавить в качестве положительных характеристик, предопределивших наш выбор, готовность к изменениям и стремление вместе с банком идти к новому. Компании «Синимекс» удавалось найти для нас высококачественных специалистов, которые работали с нами в одной команде.

А. ИЛЬИНЫХ: Если говорить о том, на какой стадии к нам присоединились специалисты компании «Синимекс-Информатика», то это произошло практически с самого начала реализации проекта, с его пилотной стадии. И, конечно, их роль особенно возросла на третьем этапе, поскольку тогда проводился основной объем интеграционных работ. Конечно, экспертиза, которой обладает в данных вопросах «Синимекс», была на этом этапе очень востребована.

NBJ: Это был не первый опыт сотрудничества Альфа-Банка и компании «Синимекс-Информатика». Наверное, наличие успешного опыта работы с данной компанией ранее тоже сыграло свою роль?

Н. АВДАНИНА: Безусловно. Мы сотрудничали с «Синимекс» в рамках реализации других интеграционных задач, поэтому могли убедиться в том, что в этой компании действительно работают отличные специалисты - высокопрофессиональные, креативные и, что особенно важно, умеющие работать в проектной команде.

NBJ: Это так сложно?

Н. АВДАНИНА: Переформулирую ваш вопрос: это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Далеко не все специалисты способны органично влиться в проектную команду. В этом смысле мы всегда высоко ценили наше взаимодействие с «Синимекс»: ее представители работали наравне с сотрудниками банка, через какое-то время мы перестали делить участников проекта на «наших» и «не наших». По моему убеждению, это и есть лучшее доказательство того, что проектная команда состоялась.

NBJ: Платформа «Альфа-Клик» 2.0 внедрена. Значит ли это, что сотрудничество банка и «Синимекс-Информатика» в рамках этого проекта завершено? Или специалисты компании продолжают оказывать поддержку внедренному решению?

Н. АВДАНИНА: Конечно, сотрудничество продолжается. Другое дело, что задачи, которые мы теперь ставим перед специалистами «Синимекс», несколько изменились. Это естественно, поскольку внедрение и переход на систему «Альфа-Клик» переросли уже в большой комплекс, который, в свою очередь, подразделяется теперь на много проектов и задач по наполнению ядра системы, увеличению ее функциональности, кастомизации и т.д.

NBJ: Когда мы обсуждали критерии выбора компании-интегратора, вы сказали, что учитывался и стоимостной фактор. Насколько велика была его роль?

Н. АВДАНИНА: Стоимость оказываемых услуг, конечно, один из важнейших критериев выбора, особенно в нынешних условиях, когда все без исключения банки стремятся к оптимизации своих расходов. Но мы всегда прекрасно понимали, что при выборе партнера нельзя ориентироваться только на стоимость, поскольку это легко может превратиться из фактора плюс в фактор минус в случае недостатка у компании экспертизы или опыта работы в проектной команде. Поэтому мы подходим к решению этого вопроса комплексно, учитывая и стоимость, и качество предлагаемых нам услуг.

NBJ: Альфа-Банк по итогам реализации этого проекта получил в свое распоряжение новую высокофункциональную систему. Как вы оцениваете опыт, приобретенный банком?

Н. АВДАНИНА: Очень высоко. Банк приобрел опыт создания с нуля огромного современного программного комплекса, объединяющего десятки систем, внутренних и внешних по отношению к кредитной организации с ядром банка - АБС Equation. И все это при соблюдении концепции SOA на платформе Oracle, обеспечивающей высокую производительность и дающей необходимые нам возможности по защите информации. С технической точки зрения результат нас не разочаровал. Мало того, проект превзошел наши ожидания в части дальнейшего развития всего направления электронного бизнеса банка. По сути, в результате реализации этого проекта были созданы предпосылки для формирования новой отдельной команды - «Альфа Лаборатории», которая сейчас полностью сфокусирована на разработке электронных продуктов Альфа-Банка.

NBJ: С учетом хороших результатов данного проекта есть ли у вас планы продолжать и развивать сотрудничество с компанией «Синимекс-Информатика»?

Н. АВДАНИНА: Безусловно. Должна сказать, что Альфа-Банк - открытая в этом плане компания. Мы сотрудничаем с теми, кто разделяет наши ценности, кто помогает нам делать качественные и доступные продукты. В случае с «Синимекс» налицо высокий уровень такого взаимопонимания и обоюдного интереса в продолжении и развитии сотрудничества. Поэтому мы планируем и дальше реализовывать совместные проекты с этой компанией, у нас даже уже есть планы по новым вариантам сотрудничества.

Беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку