Аналитика и комментарии

09 декабря 2010

Новые возможности «Альфа-Клик»

Помимо стандартного набора операций интернет-банк «Альфа-Клик» предлагает целый набор уникальных функций, таких как возможность открывать депозиты через Интернет, онлайн-перево-ды между счетом в банке и счетом в «Яндекс. Деньги», WebMoney, QIWI. Все эти проекты стали возможны благодаря тесному сотрудничеству ИТ-подразделения Альфа-Банка с внешними интеграторами, в частности с компанией «Синимекс».

ДЕПОЗИТЫ ЧЕРЕЗ «КЛИК»

Наша задача - предложить клиентам наиболее удобный и эффективный для них способ взаимодействия с банком. Современные технологии позволяют организовать новые каналы взаимодействия с клиентом и повысить привлекательность финансовых продуктов. Одним из удачных примеров может служить сервис по открытию депозитов в интернет-банке.

Перед ИТ-подразделением банка была поставлена задача предложить клиентам удобный интерфейс, который позволил бы клиентам открывать новые вклады без посещения отделения банка. Этот проект был реализован совместными усилиями блока ИТ Альфа-Банка и компании «Синимекс».

Новая услуга была запущена в июле 2010 года. Статистика показывает, что данный функционал пользуется спросом у клиентов Альфа-Банка. Как говорят, «время - деньги»: клиент может открыть или пополнить вклад через «Альфа-Клик» в любое удобное ему время (услуга работает круглосуточно), потратив всего несколько минут.

С момента запуска услуги через «Альфа-Клик» было открыто более девяти тысяч депозитов на общую сумму почти два миллиарда рублей.

Александр САМОХИН, старший системный аналитик управления развития электронного бизнеса Альфа-Банка
Сложность реализации проекта по открытию и пополнению депозитов в «Альфа-Клик» состояла в том, что нам предстояло не просто предоставить удобный интерфейс для работы с депозитами, но и исключить деятельность операциониста, объединив в один автоматизированный процесс несколько «ручных» операций. Вся цепочка операций выполняется online - пользователь должен видеть результат операции сразу после ее подтверждения. В нашем проекте мы использовали все преимущества фундамента СОА. На момент постановки задачи уже были реализованы web-сервисы по управлению депозитами в АБС. Перед «Синимекс» стояла задача связать имеющиеся сервисы в единый автоматический процесс обработки заявки, выполнив ряд банковских операций и реализовав дополнительные проверки безопасности, связанные со спецификой работы интернет-банка.

ПАРТНЕРЫ ОНЛАЙН

За счет создания шаблонов банковских платежей в «Альфа-Клик» появилась возможность подключения новых получателей платежей -партнеров Альфа-Банка.

«Перед нами стояла задача расширения партнерской сети с минимальными затратами на подключение партнеров. Специалистами Альфа-Банка разработан механизм, позволяющий оплачивать со счета в банке любые товары и услуги, предоставляемые нашими партнерами», - поясняет Сергей Корсун. Это может быть приобретение страховых продуктов, покупка билетов, приобретение товаров через интернет-магазины. Разработанный механизм интеграции позволит существенно сократить время и стоимость подключения партнеров к системе. Клиенты Альфа-Банка получают новые возможности сэкономить время на покупку товаров и услуг, а партнеры - расширение клиентской базы и упрощение расчетов с клиентами.

Сергей Корсун отмечает, что Альфа-Банк создает своеобразный конвейер, позволяющий подключать контрагентов и привлекать новых партнеров в банк для оказания платежных сервисов. Это также один из способов усилить региональное присутствие Альфа-Банка и одновременно предложить удобный сервис для клиентов.

Сергей ШОРСКИЙ, начальник группы управления развития электронного бизнеса Альфа-Банка
Приступая к задаче по интеграции с WebMoney, мы понимали, что в ближайшее время нам будет необходимо реализовать аналогичную интеграцию и с другими платежными системами. Проведя анализ протокола взаимодействия с WebMoney и имеющегося механизма интеграции с «Яндекс.Деньги», мы решили реализовать унифицированный механизм для обработки транзакций платежной системы. Внутри банка дорабатывалось ядро, которое было создано в рамках проекта интеграции с «Яндекс.Деньги», а компания «Синимекс» разрабатывала комплект адаптеров, позволяющих информационной системе банка «общаться» с WebMoney. Например, подключение QIWI Кошелька прошло уже в гораздо более короткие сроки, чем предыдущие проекты, поскольку вся инфраструктура уже развернута и были необходимы лишь минимальные доработки.

WEBMONEY И QIWI - НОВЫЕ ПАРТНЕРЫ «КЛИКА»

Интеграция интернет-банка «Альфа-Клик» с платежной системой «Яндекс.Деньги» была первым проектом в данной области. Пользователи «Яндекс.Деньги», имеющие счет в Альфа-Банке, получили возможность мгновенно перевести деньги на кошелек «Яндекс.Деньги» и, наоборот, вывести деньги с кошелька на счет в банке. Новая услуга быстро завоевала популярность и стала востребованной интернет-аудиторией. Следующим партнером Альфа-Банка стала система WebMoney.

«Помимо ставших уже привычными услуг по переводу денег между электронным кошельком и счетом в банке был реализован механизм оплаты покупок в интернет-магазинах непосредственно со счета в Альфа-Банке, - рассказывает Сергей Корсун. - Мы использовали все преимущества реализованного ранее механизма по оплате электронных счетов, предложив его использовать и для партнеров системы WebMoney. Подтверждая оплату товара в интернет-магазине, принимающем к оплате WebMoney, пользователь может выбрать в качестве средства оплаты «Альфа-Клик», а затем подтвердить в интернет-банке оплату выставленного счета. При этом клиенту необязательно иметь электронный кошелек».

Альфа-Банк постоянно развивает сотрудничество с электронными платежными системами. Новый сервис онлайн-переводов с банковского счета на QIWI Кошелек и обратно -очередной шаг в этом приоритетном для банка направлении.

Теперь любой клиент Альфа-Банка может моментально перевести деньги со своего счета на счет в QIWI Кошельке и обратно из QIWI Кошелька на счет в Альфа-Банке. Новый сервис называется «AQтуальный перевод». Он разработан специально для людей, предпочитающих управлять своими средствами, совершать покупки и оплачивать услуги моментально и выгодно в режиме онлайн.

Оксана РОЖКОВА, старший системный аналитик управления развития электронного бизнеса Альфа-Банка
Задача быстрого подключения партнеров банка была разделена на два этапа. На первом этапе мы разработали способ подключения партнеров к услуге с использованием универсального шаблона, в котором хранятся базовые платежные реквизиты партнера, и автоматизировали обработку таких платежей на стороне банка. На втором этапе был разработан механизм, упрощающий оформление платежа клиентом, включая отображение логотипа получателя платежа, правила оформления платежа и т.п. Компания «Синимекс» разработала комплексное решение, включая структуру базы данных и интерфейсы онлайн-оплаты. Новый функционал начал работать с июля текущего года. В настоящее время подключено около 40 партнеров, среди которых около 30 партнеров из регионов. За истекший период было выполнено около четырех тысяч платежей.

Сергей КОРСУН, начальник управления развития электронного бизнеса Альфа-Банка
Нам нравится взаимодействие с компанией «Синимекс», поскольку она предлагает качественный сервис и хорошо понимает текущую инфраструктуру и архитектуру выполненных в Альфа-Банке решений. Благодаря этому мы можем совместно реализовывать очень сложные задачи, разрабатывать новый функционал в довольно сжатые сроки.

МНЕНИЕ
Павел МЫШЕВ, руководитель проектов департамента бизнес-интеграции компании «Синимекс»
Компания «Синимекс» имеет богатый опыт реализации интеграционных задач любого уровня сложности в крупнейших финансово-кредитных учреждениях России. На всех этапах работы, включая проектирование, разработку, тестирование и сопровождение, мы используем лучшие отраслевые практики и собственные решения. Уверен, что многие заказчики уже оценили выгоды сотрудничества с нашей компанией с точки зрения повышения эффективности бизнеса.
С Альфа-Банком мы работаем давно, в том числе по проектам, связанным с «Альфа-Клик». В банке существует определенная архитектурная концепция, в рамках которой разрабатываются новые задачи с использованием веб-серверов, сервисно-ориентированной архитектуры (СОА). Замечу, что СОА - наиболее востребованный и динамичный концепт, именно он обеспечивает быстрые изменения при постоянном росте объемов и качества услуг в банке. Это достигается за счет того, что данный подход включает в себя функциональную стандартизацию, модульность, универсальную интеграцию всех систем, процессный подход в автоматизации бизнеса, позволяет быстро внедрять различные инновации. Качества, присущие СОА, способны существенно повысить эффективность автоматизации банковской деятельности.
Внедрение тех или иных решений в Альфа-Банке диктуется прежде всего потребностями банковского бизнеса. Например, проект по открытию депозитов через «Альфа-Клик». Не вызывает сомнений, что подобная новация - серьезный шаг на пути привлечения новых клиентов в банк. Задачу по внедрению данного проекта условно можно разделить на три составляющие: front, middle, back. Компания «Синимекс» делала middle. Мы разрабатывали веб-сервисы, которые вызываются из «Альфа-Клик» и предоставляют функционал по открытию, пополнению депозитов, по переводу денег со счета, получению списка депозитов и счетов и т.п. Еще один наш совместный проект - создание шаблонов банковских платежей. Данная задача также продиктована стремлением минимизировать и упростить процесс подключения. Был разработан софт, шаблоны, которые затем банк настраивает, и они появляются в «Альфа-Клик». Клиенты банка могут их использовать для осуществления платежей в пользу партнеров банка. Причем для подключения нового партнера доработка ПО уже не нужна, как нет необходимости проводить и дополнительные тесты. Суть процесса сводится к созданию некоего ядра, все остальное, как говорится, дело техники - необходимо лишь выполнить определенные настройки. Отдельного внимания заслуживает проект по интеграции «Альфа-Клик» с платежными системами WebMoney, QIWI. Интересна и удобна для пользователей сама идея осуществлять привязку интернет-кошельков к счетам в банке, что позволяет просто и прозрачно переводить деньги как с кошелька платежной системы в банк на счет клиента, так и со счета клиента в кошельки платежных систем.
Напомню, что первый успешный опыт подобной интеграции был осуществлен с системой «Яндекс.Деньги» в 2008 году. Тогда был создан и внедрен интеграционный слой для взаимодействия между внутренними системами Альфа-Банка и платежной системой «Яндекс.Деньги». Эту часть работы выполнили наши специалисты, использовавшие собственную технологию быстрой разработки веб-сервисов Web Services SDK. Интеграция с WebMoney, QIWI, по сути, стала развитием идеи по связи с платежными системами, основы которой были заложены еще в ходе проекта с «Яндекс.Деньги». Результатом работ стало создание некоего ядра, обеспечивающего базовый функционал по обработке и поддержанию бизнес-процесса, осуществлению привязки платежей, были созданы адаптеры к конкретным системам. Например, существует адаптер для WebMoney, несущий специфику связи именно с протоколом, который предоставляет WebMoney. Аналогичная схема действует и для QIWI.
Таким образом, не только упрощается подключение новых партнеров, но и снижаются затраты на это подключение, а также реально сокращаются сроки работ, что немаловажно. Теперь нет необходимости каждый раз разрабатывать всю цепочку интеграции с платежной системой, а нужно лишь подключить специфичные компоненты каждой платежной системы.

Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку