Аналитика и комментарии

05 августа 2010

«Интеграционное решение - фундамент для ВРМ»

Эффективное взаимодействие между большим количеством систем, подсистем, отдельных программ в банковской ИТ-инфраструктуре невозможно без целостного интеграционного решения. Оно призвано играть роль «центральной нервной системы» ИТ-организма банка. Кроме того, без зрелого промышленного интеграционного решения технологически очень сложно построить эффективное решение по управлению бизнес-процессами (ВРМ - Вusiness Process Management). Интеграционное решение выступает в данном случае крепким и надежным фундаментом для BPM.

СВЯЗУЮЩАЯ СИСТЕМА ИТ-ОРГАНИЗМА

Работа универсального банка немыслима без применения самых разнообразных ИТ-систем и инструментов. Разных не только по решаемым с их помощью бизнес-задачам, но и по архитектуре, операционным платформам, «железу». Количество таких систем может исчисляться десятками. Как правило, исторически складывалось, что эти системы внедрялись последовательно, а интерфейсы между ними строились стихийно, по мере необходимости, и, как следствие, в большинстве случаев приложения взаимодействуют по схеме «каждое с каждым» (point-to-point).

«Сегодня невозможно представить себе работу банковского ИТ-организма без интеграционных решений, которые осуществляют передачу данных, обмен сообщениями, вызов сервисов - когда одна система использует функции другой и т.д. Степень важности интеграционных решений в ИТ-инфраструктуре банка можно сравнить с ролью железных и автомобильных дорог, которую они играют в экономике страны, - говорит Андрей Сыкулев, директор по развитию бизнеса компании «Синимекс». Без этой связующей системы экономика просто остановится и замрет».

АКТИВНАЯ ФАЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Решения по бизнес-интеграции в банковской среде продолжают сохранять свою актуальность и востребованность. Одни банки только подходят к созданию интеграционных решений, к осознанию необходимости замены разрозненных интерфейсов на некое целостное решение. У других кредитных организаций они уже состоялись и доказали свое право на жизнь. Сегодня, пожалуй, нет еще таких компаний, у которых интеграционное решение достигло бы стабильности, середины жизненного цикла, когда активное развитие решения завершено. Большая часть решений либо находятся в процессе закладки и реализации, либо эксплуатируются и активно развиваются.

ПРЕИМУЩЕСТВА РЕШЕНИЙ ОТ «СИНИМЕКС»

Важным преимуществом решений от «Синимекс» является то, что компания строит свои решения на технологической платформе компании IBM - признанного мирового лидера в области инструментов для интеграции.

Еще одно бесспорное преимущество заключается в том, что компания полностью укомплектована высокопрофессиональными сотрудниками, специализирующимися на различных продуктах. За годы работы накоплен огромный опыт связывания совершенно разных по технологическому и архитектурному построению программ, модулей, систем, принадлежащих к различным поколениям и платформам.

«Не последнюю роль играет общая атмосфера в компании, - отмечает директор по развитию бизнеса «Синимекс».
- Наши специалисты нацелены на получение значимого для заказчика результата. Мы стараемся вести проекты так, чтобы в полной мере удовлетворить запросы клиентов, которые от взаимодействия с нами должны получить конкретную полезность, эффект».

ОСОБЕННОСТИ BPM-СИСТЕМ

Для того чтобы запустить ВРМ, банку нужна полноценная проектная команда: подготовленные аналитики и технологи, обученные архитекторы, проектировщики и разработчики, которые в состоянии работать в единой команде-  проектировать и разрабатывать процессы, разворачивать и эксплуатировать уже готовые решения.

ВРМ-системы решают две основные задачи. Во-первых, они автоматизируют бизнес-процессы и устраняют различные рутинные ручные операции, тем самым снижая возможность возникновения ошибок при исполнении процесса. Эта сторона вопроса достаточно хорошо изучена и освещена в литературе и прессе. Во-вторых, при автоматизации управления бизнес-процессами появляется возможность в автоматическом режиме точно измерять собственно процесс (вернее, его экземпляры) и автоматически обрабатывать полученные данные. Измерив процесс, получив значения метрик, уже можно его диагностировать и, соответственно, понимать, где процесс (не система, а сам процесс) требует доработки и улучшения как в смысле повышения результативности, так и по снижению затрат, сокращению времени прохождения и т.п., то есть повышению общей эффективности. Это как раз то новое, что привносят системы управления бизнес-процессами по сравнению с более ранними методологиями - автоматизации потоков работ или документооборота.

Еще одна важная особенность, которую надо подчеркнуть, говоря о преимуществах ВРМ, заключается в следующем. Когда происходит переход на методологию управления бизнес-процессами, специалисты в области ИТ, хотят они того или нет, начинают применять те же понятия, что использует и бизнес. «В этом смысле мы начинаем говорить на языке бизнеса, - отмечает Андрей Сыкулев, - возникает взаимопонимание между ИТ и бизнесом. Вырабатывается некий общий язык, который понятен обеим сторонам».

ПОСЧИТАТЬ БИЗНЕС-ЭФФЕКТ

Достаточно сложно просчитать экономический эффект от внедрения интеграционных решений. «Прямые измерения невозможны, - говорит Андрей Сыкулев, - можно пользоваться лишь какими-то косвенными оценками». Напротив, при автоматизации бизнес-процессов возникает возможность измерить прямой эффект. Современные системы BPM позволяют достаточно быстро выстраивать из сервисов сквозные бизнес-процессы, поскольку часть технической работы по связыванию систем уже выполнена в рамках построения интеграционного решения. «Надстраивая над интеграционным решением оркестровку процессов, можно фактически пожинать плоды, которые были посеяны, когда создавалась интеграция, - объясняет эксперт компании «Синимекс». - Автоматизировав процесс, можно измерять его, улучшать и точно (а не по косвенным параметрам) просчитывать экономический эффект».

РЕАЛЬНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ И ПРОГНОЗЫ

BPM как методология существует достаточно давно. Однако одно дело - применение методологии ВРМ, и другое - реальные проекты по внедрению автоматизированных систем ВРМ. «Раньше применение BPM зачастую ограничивалось написанием регламентирующих документов, к серьезной автоматизации мы подходим только сейчас, когда инструменты, с помощью которых это можно делать, достигли определенного уровня зрелости и позволяют экономически оправданно выполнить автоматизацию», - говорит Андрей Сыкулев.

Написать систему управления бизнес-процессами с нуля просто нереально. Однако сейчас существует возможность строить ВРМ над интеграционным решением, используя все те функциональные возможности и сервисы, которые предоставляют интегрированные бизнес-системы. При таком подходе можно реально автоматизировать бизнес-процессы в сжатые сроки и за разумные деньги. В этом и заключается зрелость инструментов и зрелость рынков.

«Раньше, чтобы реализовать создаваемые модели в автоматизированной системе, нужно было просто садиться и кодировать - писать миллионы строк кода, - объясняет Андрей Сыкулев. -А это многие месяцы труда многих людей. В наше время кодировать, конечно, тоже приходится, но кода нужно написать в разы меньше. И это уже реальная, выполняемая в разумные для бизнеса сроки задача, процесс стал экономически целесообразным».

Системы ВРМ будут развиваться в сторону повышения эффективности, дальнейшего сближения инструментов моделирования с инструментами разработки.

Доля работ по автоматизации бизнес-процессов должна смещаться в сторону аналитики, прогнозирует эксперт «Синимекс»: «В настоящее время примерно одинаковые усилия затрачивают и аналитики, которые описывают этот процесс и проектируют решения, и кодировщики, которые воплощают решения непосредственно в коде. Постепенно акцент должен смещаться в сторону большей доли работ проектировщиков».

BPM В КОНТЕКСТЕ АВТОМАТИЗАЦИИ РИТЕЙЛОВЫХ СИСТЕМ

Интеграционные решения в большей степени востребованы в розничных или в универсальных банках. Если корпоративная финансовая организация может обойтись двумя-тремя системами - например, бухгалтерской и бизнес-системой - и этого вполне достаточно, чтобы жить, то в розничном банке количество систем гораздо больше, оно измеряется десятками. Чтобы эффективно и быстро обслуживать клиента, эти системы должны взаимодействовать между собой.

Еще одна немаловажная особенность заключается в том, что в розничном банке не только много систем, но и огромные массивы данных. Если это крупный ритейловый банк, число его клиентов измеряется шести- и даже семизначными цифрами. Можно представить, какой колоссальный объем информации банк накапливает, например, за год.

С точки зрения бизнес-технологий розничный банк в большей степени «процессный», чем корпоративный. В корпоративном банке обслуживание клиента можно уложить в документарную модель, по которой работали и еще долго будут работать корпоративные клиенты. При таком подходе документ -это «наше все». Например, создан документ - платежное поручение, у которого несколько стадий прохождения по различным этапам. И более ничего не требуется. В ритейле подобная модель не может решить всех задач. Отсюда и возникает потребность применения более универсального процессного подхода, с помощью которого можно решать более широкий круг задач.

Существует еще одна особенность BPM в контексте автоматизации ритей-ловых систем. Розница нацелена исключительно на потребителя. «Чем больше клиентам понятен язык, используемый банком в отношениях с потребителем, чем меньше в нем традиционных банковских жаргонизмов, тем больше вероятность того, что клиент купит у банка продукт, - рассуждает Андрей Сыкулев. - А процессный подход как раз позволяет не только ИТ разговаривать с банковским бизнесом на языке, понятном бизнесу, но и самому банку общаться с клиентом на более универсальном языке, понятном потребителю».  

Текст: Андрей Сыкулев, директор по развитию бизнеса компании «Синимекс»
Поделиться:
 

Возврат к списку