Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Эволюция гильдий

Корни саморегулирования уходят в далекую древность. Впервые оно появились в форме сельских общин. Правители государств быстро обнаружили их полезность. Община оказалась очень удобной для взимания налогов и повинностей, а также мобилизации воинов. Эта система оказалась довольно эффективной. Например, в древней Армении в казну царя поступало немало золота в виде налогов, хотя основным занятием населения было земледелие и скотоводство, писал Ксенофонт (V–IV вв. до н. э.).

С развитием торговли появляется потребность в организации соответствующих профессиональных образований. В Древней Руси они существовали уже в VIII веке. Виктор Федотов, гендиректор Саратовской губернской Торгово-промышленной палаты, считает, что возникновение торговых гильдий связано с началом внешнеторговых операций славян с иноземными купцами. Обеим сторонам нужны были единые правила торговли. В результате обмен принял организованный характер. За правильностью веса и торговли наблюдали выборные присяжные чины. А возникающие между купцами противоречия решались в специальном суде.

Позднее эта практика воплотилась в традициях ярмарочной торговли. А следы ремесленных поселений, так называемых «посадов», куда съезжались купцы для сбыта товаров, сегодня остались в названиях улиц современных городов. Согласно подсчетам историка Алексея Святославского из Российского института культурологии, в Москве профессиональные «отпечатки» имеют около 9% улиц столицы. Например, Гончарная, Кожевническая, Мясницкая и т. д.

Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков, XVI в. Каждый член гильдии сам платил за свое изображение. Дороже всего стоил первый план

Цеховых дел мастера

В XII–XV вв. в городах Западной Европы также стали возникать профессиональные общественные объединения. Широкое распространение получили цеха ремесленников, а также гильдии купцов. Каждая корпорация следила за тем, чтобы входящие в него ремесленники делали свою работу качественно. Свои цеха были, например, у портных, мясников, кузнецов, каменщиков… Зачастую вступление в гильдию было обязательным для ремесленника, в противном случае, он не мог продавать свои товары по хорошей цене и вынужден был переплачивать за сырье. Появление цеховой атрибутики: гербов и знамен, а также индивидуальных клейм — это не просто желание выделиться из общей мастеровой братии. Подобные отличительные знаки послужили прообразом торговых марок, положили начало рекламе.

Как и общины, формы посадского саморегулирования не оставались без внимания государства. Скажем, устав рижского цеха ремесленников-ювелиров утвердил городской магистрат. А произошло это в 1360 г. Причем устав имел довольно жесткие правила. Число членов цеха не должно было превышать 12 человек. Каждый мастер мог иметь не более двух учеников и трех подмастерьев.

Вступить в цех было непросто: родители кандидата должны были иметь хорошую репутацию, будущий мастер должен был обладать немалым состоянием, а также подтвердить свой профессиональный уровень.

От купечества к биржам

В России возрождение саморегулирования связано с появлением купеческих клубов. В 1770 г. в Санкт-Петербурге возник Английский клуб. В Москве первое купеческое объединение также создал англичанин. Второй клуб, по предложению московского дворянства, открыл француз Лефебюр. Эти объединения давали возможность собираться для обсуждения дел, заключения сделок, обмена новостями. Кроме того, купеческие клубы занимались благотворительностью. Они собирали деньги на устройство военных госпиталей и сооружение памятников, организовывали помощь пострадавшим от неурожаев.

Законодательная реформа 1864 г. предоставила адвокатуре права саморегулирования. В 1870 г. была основана Московская биржа, тоже действующая на основах самоуправления. Устав организации поручал ее представительному органу (биржевому комитету) не только руководить биржевым собранием, но и защищать интересы сообщества перед правительством, государственными и общественными организациями.

В начале XX в. правительство России усиленно начало искать приемлемую форму для организации саморегулирования в сфере торговли, промышленности и биржевой деятельности. Предполагалось в принудительном порядке образовать торгово-промышленные палаты на всей территории России. Эти организации должны были составлять своды торговых правил, избирать коммерческих судей, а также вести третейское делопроизводство. Палаты направляли своих представителей во все государственные и общественные учреждения и вырабатывали заключения по всем законопроектам, касающимся торговли и промышленности.

Широкое распространение в средние века получили цеха ремесленников, а также гильдии купцов. Свои гильдии были, например, у портных, мясников, кузнецов, каменщиков...

Новый виток

В 1921 г. советская Россия вернулась к идее создания торгово-промышленных палат. Они позволяли на негосударственной основе наладить внешнеэкономические связи в условиях экономической блокады. Первой была создана Северо-Западная областная торговая палата, которой передали функции регулирования торговли. Затем такие же организации были созданы в различных регионах страны. В 1932 г. организована Всесоюзная торговая палата, помогавшая предприятиям развивать внутреннюю торговлю. Деятельность ВТП полностью контролировалась государством. В 1972 г. Всесоюзная торговая палата была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР.

В 90-е гг. XX в. в России идеи саморегулирования взяли на вооружение профессиональные участники рынка ценных бумаг. На принципах саморегулирования разработаны федеральные законы «Об аудите» и «Об инвестиционных фондах» (принятые в 2001 г.), а также в закон о банкротстве в отношении деятельности арбитражных управляющих. Законопроект «О саморегулируемых организациях» предполагает распространить эту практику еще на ряд отраслей.

Михаил Чекулаев
Поделиться:
 

Возврат к списку