Аналитика и комментарии

16 декабря 2013

решения высокой степени готовности

Скорость реализации ИТ-проектов в банковской отрасли увеличивается по мере обострения конкуренции на финансовом рынке. О том, как можно ускорить внедрение ИТ-решений, в интервью NBJ рассказали первый заместитель управляющего директора компании-интегратора «Техносерв» Евгений ЗАКРЕПИН и заместитель генерального директора по работе с финансовым сектором компании «Техносерв Консалтинг» Ольга РУБЦОВА.

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о современных трендах ИТ для финансовых организаций.

Е. ЗАКРЕПИН: Не секрет, что банки постоянно стремятся минимизировать свои затраты в целом и в частности максимально снизить стоимость обслуживания каждого клиента, повысив при этом его уровень и качество. Эта тенденция наметилась еще несколько лет назад, и тогда кредитные организации стали активно внедрять CRM-системы. В итоге у большинства банков в том или ином виде клиентские процессы уже автоматизированы, однако часто разные блоки процессов поддерживаются разными системами, и сотруднику фронт-офиса приходится обращаться к разным ИТ-системам. Это долго, неудобно и, что самое важное, чаще всего не позволяет обслужить клиента по всем вопросам за одну коммуникацию с ним независимо от канала, по которому он обратился.

В связи с этим наступила эра создания единых фронт-офисных систем, главная идея которых заключается в том, чтобы предоставить сотруднику банка, коммуницирующему с клиентом, максимально полную информацию о клиенте в едином окне. Поскольку такие возможности достигаются в первую очередь за счет интеграции всех систем, то вторым ярким трендом во многих банках является внедрение интеграционных шин, которые содержат в себе определенную логику и позволяют разрабатывать универсальные интеграционные сервисы, позволяющие осуществлять хождение информации между системами, независимо от того, какая именно система используется в банке в данный момент и будет ли в будущем она заменена.

О. РУБЦОВА: Также перед банками стоит задача построения кредитного конвейера, который не только позволял бы существенно ускорять процесс принятия решения, но и делал бы его полностью прозрачным и управляемым для бизнеса. Если раньше процесс прохождения кредитной заявки в системах полностью реализовывали, а точнее сказать жестко «зашивали» ИT-специалисты и внесение любых изменений занимало в лучшем случае несколько дней, а чаще месяцев, то сегодня процессом в системе хочет управлять сам бизнес. Бизнес-подразделения банка стремятся получить возможность закладывать неограниченное количество параметров, которые определяли бы движение заявки, а также принятие решений по ней, причем хотят это делать самостоятельно и максимально быстро. Данную задачу отлично решают BPM-системы. И те банки, для которых процесс кредитования по-прежнему является черным ящиком, активно выбирают и внедряют именно эти технологии. И еще один тренд, который необходимо упомянуть, - это развитие ДБО с более широкой и гибкой функциональностью. Например, наша компания сегодня эксклюзивно представляет систему ДБО нового поколения - iBanking. Эта система позволяет иначе взглянуть на дистанционный банкинг, открывает новые возможности кредитным организациям и их клиентам.

Е. ЗАКРЕПИН: Отмечу еще один момент: раньше в банках системы развивались эволюционно по мере развития бизнеса и поэтому внедрялись последовательно. Сегодня рынок требует быстрых изменений и чаще всего сразу во многих аспектах деятельности. Поэтому кредитные организации вынуждены одновременно внедрять большое количество разных систем, и персонал банка должен быть к этому готов. Такие масштабы ИТ-проектов выдвигают принципиально новые требования не только к самому процессу реализации проектов и управления ими, но и ко всем его составляющим, в том числе к инфраструктуре, тестированию, причем совершенно разному -и функциональному, и интеграционному, и нагрузочному. Вручную протестировать столь сложные системы нереально, поэтому требуются отдельно созданные тестовые среды, автоматические тест-кейсы, которые могут имитировать и параметрировать уровни нагрузки, определять узкие места в системе, находить ошибки, которые невозможно определить глазами человека.

NBJ: Готовы ли на практике сами банки к режиму работы, возникающему при параллельном внедрении нескольких ИТ-систем?

Е. ЗАКРЕПИН: Очень хороший вопрос. По факту, к сожалению, большинство игроков финансового рынка не готовы. Но с этим можно бороться. В ходе масштабного одновременного внедрения нескольких систем с очень богатым функционалом банку необходимо уметь управлять данным проектом. Фактически банк должен выступать в роли системного интегратора, который объединив всех поставщиков, все внедряемые системы, сможет правильно поставить задачи, а также своевременно отслеживать их выполнение. Многие финансово-кредитные организации функцию управления проектом отдают на аутсорсинг сторонней компании. Интегратор контролирует ИТ-проект и отслеживает качество и сроки внедрения. Сам банк, таким образом, получает возможность сосредоточиться на своей профильной деятельности.

О. РУБЦОВА: Небольшие финансовые институты чаще всего не берутся за глобальные ИТ-проекты и концентрируются на локальных задачах, решая их в том числе с использованием неспециализированных инструментов. Одним из примеров этого является автоматизация работы с партнерами или агентской сетью с помощью CRM-системы. Поскольку опыта внедрения CRM-систем в России гораздо больше, нежели внедрения PRM-систем, такой подход позволяет фактически сократить риски внедрения новой технологии и получить более быстрый результат.

NBJ: Как изменились требования банков к окупаемости ИТ?

О. РУБЦОВА: Большинство кредитных организаций запускают только те проекты, которые дадут эффект в течение первого же года использования. Замахиваться на что-то грандиозное в текущих экономических условиях невыгодно. Поэтому в первую очередь спросом пользуются единый фронт-офис, кредитный конвейер, автоматизация работы с проблемными активами, ДБО, интеграционные шины. При этом банки не готовы внедрять платформы, на базе которых можно реализовать любой их каприз.

Им необходимы готовые решения, хорошо себя зарекомендовавшие в других финансовых институтах. Мы предлагаем кредитным организациям так называемые решения высокой степени готовности, позволяющие максимально быстро решить конкретную задачу - будь то сбор просроченной задолженности, построение кредитного конвейера либо обслуживание клиентов в контакт-центре.

NBJ: Что означает фраза «быстро решить конкретную задачу»?

О. РУБЦОВА: Быстро - это до полугода. Например, в ВТБ24 коллекторская система была внедрена за три месяца. Для банков, входящих в ТОП-50, такой срок внедрения проектов - максимально короткий. Обычно проекты по внедрению практически любых систем в универсальных кредитных организациях такого масштаба, как ВТБ24, идут год-полтора. Автоматизация работы с должниками на всех стадиях, включая судебно-исполнительное производство, работу с коллекторскими агентствами и с разными категориями клиентов за три месяца -это победа.

Конечно, выполнить такой проект за три месяца было непросто, ведь параллельно с идущим ИТ-проектом сотрудники бизнес-подразделений банка продолжают заниматься текущей работой. Но иного выхода, как успевать в такие сроки, ни у кредитных организаций, ни у ИТ-компаний нет. Конкуренция на банковском рынке требует мобилизации всех усилий. Некоторые банки приводили нам конкретные расчеты, из которых следовало, что из-за отсутствия у них какого-либо ИТ-модуля они теряют миллионы рублей в день. Сама жизнь ставит столь сложные задачи. В случае с ВТБ24 проект курировало второе лицо в банке, и это помогло уложиться в заявленные сроки.

NBJ: Какие еще рекомендации помогут банкам ускорить внедрение ИТ-решений?

Е. ЗАКРЕПИН: Почему ИТ-проекты часто превращаются в долгострой? Потому что заказчики, руководствуясь принципом «аппетит приходит во время еды», считают, что уж если они добрались до внедрения системы, если есть возможность сформулировать свои требования, то можно прописать все «бантики и вишенки на торте». Мы бы советовали не увлекаться этим, а решать в первую очередь задачи, позволяющие добиваться быстрых побед.

NBJ: Видимо, банкиры боятся, что потом эти «бантики» нельзя будет добавить в систему.

Е. ЗАКРЕПИН: Скорее всего, да, но на практике это путь в никуда. Подобная тактика приводит к существенному увеличению сроков. Надо четко понимать следующее: если сформулированная задача будет реализована в течение трех-четырех месяцев, то она еще сохранит свою актуальность. А если в течение года, то не факт: рыночные условия могут поменяться, и систему придется перестраивать, по существу еще не начав ею пользоваться.

NBJ: Вы упомянули, что группа компаний «Техносерв» предлагает банкам решения высокой степени готовности. До какой степени они кастомизированы и до какой степени нужно их дорабатывать под нужды конкретной кредитной организации?

О. РУБЦОВА: Это опять же вопрос компромиссов и умения расставлять приоритеты. Здесь всегда срабатывает закон Парето: 20% функциональности, как правило, приносят 80% эффекта. Наиболее продвинутые банки уже осознали, что все процессы в ИТ-системах схожи. Основная задача в рамках внедрения в первую очередь заключается в том, чтобы просто настроить процессы и интегрировать данные. А для этого кастомизации не требуется.

Наша задача как консультантов -помочь заказчику расставить приоритеты при формулировке требований к системе. Банкам нужно осознать, что гораздо важнее быстро внедрить решение и получить эффект. Кстати, как показывает практика, «бантики» потом оказываются не нужны. Да, через какое-то время потребуется модернизация системы, но без этого все равно не обойтись, ведь бизнес - это живой организм, который постоянно развивается, а значит, в любом случае требует изменений ИТ-составляющей.

NBJ: Сегодня много говорят об аутсорсинге в сфере ИТ. Насколько эта тема актуальна для банков?

О. РУБЦОВА: Большинство кредитных организаций по-прежнему с недоверием относятся к тому, что связано со словами «аутсорсинг», «облако», аргументируя это чаще всего недостаточной безопасностью. Хотя безопасность в ситуации, когда все оборудование стоит in-house, не больше и не меньше, нежели в случаях, когда «железо» находится вовне.

Тем не менее в России уже появляются игроки рынка, которые не боятся аутсорсинга. К примеру, Связной Банк до недавнего времени арендовал почти всю инфраструктуру. Так что это вопрос психологической готовности и грамотности. Очень многие руководители банков до конца не понимают, как организовано обеспечение безопасности, шифрование данных, если они находятся где-то вовне. С другой стороны, недоверие связано и с отсутствием предложений комплексной высококачественной услуги. Мы работаем над подготовкой таких комплексных предложений для кредитных организаций.

NBJ: Как вы относитесь к тому, что банки все чаще создают собственные ИТ-команды?

Е. ЗАКРЕПИН: В конечном счете все определяется тем, как банк позиционирует себя на рынке, что для него является конкурентным преимуществом. Кредитным организациям нужно четко разграничивать, специалистов какого профиля есть смысл держать в штате, а поддержку каких сервисов лучше отдать на сторону. Когда речь касается сервисной поддержки Cisco, IBM, HP и т.д., лучше отдать ее на аутсорсинг компании, которая постоянно работает с этими производителями. Потому что держать в штате таких специалистов дорого, кроме того, как показывает практика, они не будут загружены работой постоянно. Напротив, профессионалы, которые работают по всему рынку, в курсе новых тенденций и передовых методик и обогащают этими знаниями всех клиентов. А попытка создать ту или иную практику в своем банке может провалиться в случае ухода специалиста.

О. РУБЦОВА: К тому же экспертиза достаточно быстро устаревает, если она является очень узкой. Есть примеры, когда банк набирает специалистов, которые являются лучшими на текущий момент. Они сосредотачиваются только на проектах, которые идут в этой кредитной организации, и не могут привнести опыт из проектов других финансовых институтов или опыт, полученный в результате реализации проектов в компаниях из других отраслей экономики. А значит, банк снова не будет иметь взгляда со стороны, который часто может кардинально изменить не только внедряемую систему, но и сам бизнес-процесс, и в итоге привести к совершенно новому витку развития.

NBJ: Какие наиболее значимые проекты в банковской сфере были выполнены компанией «Техносерв» в уходящем году?

О. РУБЦОВА: В Промсвязьбанке запущена в промышленную эксплуатацию CRM-система, на базе которой начали работать программа лояльности и целевые маркетинговые кампании с целью увеличения количества продуктов, приходящихся на каждого клиента. Проект получил награду CNews Awards в номинации «ИТ в банках». Мы запустили первый этап проекта «Единый фронт-офис» в ВТБ24, внедрили MDM-систему, расширили ранее внедренную систему для работы с проблемными активами на страны СНГ. Также хотим упомянуть проект по созданию комплексных тестовых сред ВТБ24. В БИНБАНКе запустили BPM-систему, на базе которой построили кредитный конвейер. Идут различные проекты в Сбербанке, Газпромбанке, банке «УРАЛСИБ», РосЕвроБанке, банке «Интеза», банке «Открытие».

NBJ: За счет чего ваша группа компаний сохраняет лидирующее положение на рынке?

Е. ЗАКРЕПИН: Наша стратегия совместной работы по поставке инфраструктуры, по предоставлению консалтинговых услуг и софта на 100% доказывает свою эффективность. В группу «Техносерв» входят все три направления. Компания «Техносерв» занимается тяжелыми инфраструктурными решениями. «Техносерв Консалтинг» внедряет разноплановые банковские системы, созданные на базе готовых промышленных платформ, а «Рексофт» обеспечивает филигранную программную разработку на случай, если надо создать узкоспециализированное решение под конкретный банк. Благодаря столь разносторонней экспертизе мы можем гарантировать финансовому учреждению быстрый экономический эффект от того, что мы внедряем. Ведь еще один тренд - это существенный рост зрелости, накопление опыта. Многие ИТ-специалисты поработали и в разных ИТ-компаниях, и в разных банках. Произошли серьезная ротация и рост компетенции людей. Заказчики в кредитных организациях теперь предъявляют более строгие требования к предсказуемости сроков внедрения проектов, а также очень внимательно смотрят на финансовую составляющую. Контроль расходов становится для рынка ключевым моментом. Банки за свои деньги хотят получать адекватный результат, и если ИТ-компания не может его обеспечить, то она теряет доверие заказчика.

Второй важный момент - каждый банк выстраивает стратегию на несколько лет вперед. Поэтому комплексность требований к нам как к интеграторам возросла. Мы должны предлагать целостные решения, включающие в себя как консалтинг, так и кастомизированные приложения, а также инфраструктуру. Кроме того, банки хотят получать решения, которые будут сразу надежно работать. Мы должны проверить все связи между элементами ПО и инфраструктуры, качественно провести нагрузочные испытания.

О. РУБЦОВА: Сейчас кредитные организации предпочитают обращаться к универсальным, крупным интеграторам. Нишевой игрок может отвечать только за свой модуль, а банку нужно, чтобы ИТ-компания обеспечила полную работоспособность всего аппаратно-программного комплекса.

NBJ: Каковы планы компании в части развития продуктовой линейки для банковских организаций?

Е. ЗАКРЕПИН: Мы готовы предложить банкам автоматизацию всего и вся, за исключением, пожалуй, только АБС. Теперь наша задача в том, чтобы расширять линейку решений высокой степени готовности, у нас уже есть collection, единый фронт-офис, call-центр, кредитный конвейер, единая платформа для дистанционного банковского обслуживания, интеграционные шины, аналитика и любая отчетность. Кроме того, мы готовим для банков предложения по комплексному тестированию, включая функциональное, нагрузочное и интеграционное.

беседовала Елена Бродская
Поделиться:
 

Возврат к списку