Аналитика и комментарии

06 сентября 2011

Сбербанк стремится к совершенству

За последние два года Сбербанк объявил о запуске нескольких масштабных проектов в сфере инфраструктуры. При этом каждый из них поражает размахом объемов и фантазии: ЦОД - один из крупнейших в мире, архивно-логистический центр - внедрены уникальные разработки науки и техники. О перспективах развития и проектах, которые сейчас реализуются в крупнейшем российском банке, НБЖ рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав КУЗНЕЦОВ.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ

НБЖ: Последние несколько лет со Сбербанком происходят чудесные изменения: из неповоротливой госструктуры он превращается в современную, динамично развивающуюся финансовую организацию. Какие проекты, нацеленные на дальнейшее повышение функциональности и конкурентоспособности Сбербанка, реализуются сейчас?

С. КУЗНЕЦОВ: Действительно, за последние три с половиной года банк претерпел существенные изменения. Но могу сказать, что мы находимся еще в самом начале пути.

На Петербургском международном экономическом форуме в этом году Сбербанк представил свою экспозицию, которая зримо отразила новую философию его развития. Форма нашего стенда представляет собой множество граней бриллианта, символично отражающих важнейшие направления деятельности банка. Грани шлифуются упорным и профессиональным трудом сотрудников банка и, соединяясь друг с другом, образуют бриллиант - символ совершенства. Стремление к совершенству - одна из ценностей нашего банка.

Стоит признать, что перед нами стоит сложная задача: по информационным технологиям банк сейчас отстает от европейских «коллег» на 20-30 лет. Мы намерены сократить этот отрыв за 4-5 лет.

Следует отметить, что представленные на стенде Сбербанка современные банковские продукты и технологии -это только вершина айсберга. Для того чтобы они появились и работали в интересах наших клиентов, в банке создается, функционирует и развивается масштабная - не пугайтесь этого слова - Производственная система Сбербанка (ПСС).

НБЖ: Какова конечная цель? Какие мероприятия необходимо провести для того, чтобы, как вы сказали, Производственная система Сбербанка могла обслуживать амбициозные проекты, которые уже реализует или планирует запустить банк?

С. КУЗНЕЦОВ: Остановлюсь на вопросах, которые находятся в сфере моей компетенции как куратора административного блока банка.

Необходимым условием решения задач, поставленных Стратегией Сбербанка до 2014 года, является комплексная технологическая и организационная модернизация производственной (операционной) системы банка, индустриализация банковских процессов. Она должна, во-первых, повысить масштабируемость банковских процессов и систем, во-вторых, обеспечить рост производительности труда в банке и, в-третьих, оптимизировать издержки банка.

Все траектории развития производственной или операционной системы банка в перспективе сходятся в некоторой «идеальной» точке - «идеальной» производственной системе. «Идеальная» ПС действует по принципу «функция выполняется, но материальный носитель отсутствует» или, другими словами, банка нет, но… Сбербанк всегда рядом!

Трансформация операционной системы Сбербанка в направлении «идеального» банка предполагает и некоторые ее промежуточные состояния. Одним из таких состояний является реализация идеи «Зеленого Сбербанка». Если рисовать картинку «крупными мазками», «Зеленый Сбербанк» - это интеллектуальные офисы будущего; идеология «безбумажного» банка; система электронного офисного документооборота (СЭОДО); создание современного архивно-логистического центра (АЛЦ); новые форматы ВСП банка; система центров сопровождения клиентских операций (ЦСКО); мобильный банк; виртуальный банк; единые call-центры Сбербанка; трансформация операционной функции банка; технологии, методы и приемы ПСС; ЛИН-лаборатории; передвижные ВСП для сельской местности; гибридная почта; экологический девелопмент; зеленые стандарты строительства; живые офисы и еще многое и многое другое. Некоторые из этих проектов уже находятся на завершающей стадии.

ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

НБЖ: Какие изменения произойдут в Сбербанке в рамках проекта по трансформации операционной функции?

С. КУЗНЕЦОВ: В рамках этого проекта бэк-офисные подразделения банка будут «вынесены» в специальные Центры сопровождения клиентских операций, сокращенно - ЦСКО. Если раньше в каждом отделении Сбербанка был свой бэк-офис (только по Москве таких «точек» насчитывалось несколько сотен), то сейчас вся «внутренняя» работа офисов будет перенесена в эти специальные центры. На данный момент у нас уже открыто пять ЦСКО, до конца года планируется открыть еще три, а всего по стране их будет 15. Сегодня у нас есть все возможности, чтобы в следующем году реализовать эти планы в полном масштабе.

НБЖ: Создание таких мега бэк-офисов позволит вам оптимизировать персонал?

С. КУЗНЕЦОВ: Безусловно. Сейчас в московском бэк-офисе банка работает 3,5 тысячи человек. В результате централизации операционной функции московских отделений численность их персонала сократилась на 25-30%.

Но это - не самоцель. Реализация проекта позволила «выпрямить» некоторые процессы операционной деятельности банка. Например, если раньше для зачисления пенсий на счета клиентов требовалось несколько дней, а то и недель, сегодня на выполнение этой операции необходимо всего 2-3 часа. При этом вместо сотни человек с этой работой справляются 9 сотрудников. Успехом в этом проекте по праву гордятся и мои коллеги из операционного блока.

НБЖ: Уникальность данного проекта заключается только в том, что операционная деятельность банка будет централизована?

С. КУЗНЕЦОВ: Не только. При создании бэк-офисных центров мы используем уникальные технологии, руководствуясь при этом принципиально новой
офисной культурой. Например, московский офис сделан в формате open space, то есть там используется открытое пространство, в котором организованы рабочие места для 250 сотрудников на каждом этаже.

досье
Станислав КУЗНЕЦОВ родился в 1962 году. В 1984 году окончил Военный краснознаменный институт Министерства обороны СССР, в 2002 году — Юридический институт МВД по специальности «Юриспруденция». В период с 1979 по 2002 год находился на службе в Вооруженных силах и органах внутренних дел России. В период с 2002 по 2004 год работал руководителем административного департамента Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. С 2004 по 2007 год — директором департамента управления делами МЭРТ.
В апреле 2007 года назначен на должность заместителя министра экономического развития и торговли Российской Федерации. В Сбербанке работает с января 2008 года.

ЦОД: БОЛЬШОЙ, ЕЩЕ БОЛЬШЕ И ЗАПАСНОЙ ВАРИАНТ

НБЖ: Сбербанк ведет активное строительство МЕГАЦОДа - современного центра обработки данных. МЕГАЦОД Сбербанка будет самым большим в мире?

С. КУЗНЕЦОВ: Нет, самый большой ЦОД расположен в Восточной Европе. Но мы и не ставили себе такой цели - построить самый большой. Для нас главное -реализовать технические задачи.

Данный проект уникален и имеет мало аналогов в мире. Их количество можно пересчитать по пальцам. Каждый такой ЦОД проходит сертификацию всемирно известным центром сертификации дата-центров The Uptime Institute.

Реализация нашего проекта позволит создать высокотехнологичный комплекс инженерно-технических систем, включая системы жизнеобеспечения здания, системы безопасности, слаботочные системы для ИТ-обору-дования и др. с целью консолидации в одном месте ИТ-ресурсов банка. Общая площадь комплекса - 16000 кв. м, мощность - 20,0 МВА.

В 2010 году завершены работы по созданию концепции (эскизного проекта), выполнены проектные работы для 30% стадий, для 60% проводятся процедуры согласования с Uptime Institute.

На этом «жизненном» пространстве мы планируем создать более 5 тыс кв. м. серверных залов, куда будут заведены все многочисленные и пока разрозненные компьютерные «мозги», системы и «софты» банка, которые сейчас децентрализованно функционируют по всей стране. Из одной точки можно будет управлять всей системой банковских счетов Сбербанка.

Понятно, что централизация всех данных в одном месте предъявляет особые требования к надежности системы. Наиболее важными являются бесперебойность и безопасность. Для реализации этих требований нам пришлось хеджировать множество рисков и создать целый комплекс систем и устройств, гарантирующих устойчивую работу ЦОДа. Предусмотрено, например, многоуровневое резервирование систем и источников энергоснабжения МЕГАЦОДа.

НБЖ: Кто реализует проект? Российская компания или иностранная?

С. КУЗНЕЦОВ: Подрядчиком выступает ирландская компания MERCURY, которая специализируется по строительству подобных ЦОДов и является одной из самых опытных в мире по данному направлению. Об этом масштабном проекте проинформированы руководители самого высокого уровня обеих стран. В прошлом году, когда в Москву приезжал президент Ирландии, была организована специальная встреча, на которой мы обсуждали планы строительства ЦОДа. Я не исключаю присутствия президента Ирландии и на открытии комплекса.

НБЖ: Будет ли у Сбербанка резервный центр обработки данных?

С. КУЗНЕЦОВ: Да. Осенью мы приступаем к строительству резервного ЦОДа. Он располагается в Сколково.

НБЖ: Он будет такой же, как и основной?

С. КУЗНЕЦОВ: Еще лучше. С учетом накопленного опыта, отработанных инженерно-технических решений и лучшей мировой практики.

НБЖ: Почему принято решение строить второй ЦОД в Сколково? Если основной ЦОД расположен в Южном порту, а РЦД в Сколково, то расстояние между ними получается достаточно маленькое. Соответствует ли такое расположение нормам безопасности?

С. КУЗНЕЦОВ: Второй ЦОД не является резервным в привычном понимании. В современных технологиях резервные и основные ЦОДы работают в режиме 50/50. При возникновении сбоев на одной из площадок каждый из них может принять на себя 100% нагрузки. Для того чтобы качество передачи данных не терялось, ИТ-специалисты рекомендуют, чтобы расстояние между основным и резервным ЦОДами составляло не более 60 км.

Что касается второй части вопроса - катастрофоустойчивости. Способность сохранить всю необходимую информацию и поддерживать работоспособность основных систем в случае возникновения стихийных бедствий будет обеспечена максимальной степенью защиты ЦОД и РЦД. Планируется также дополнительно создать небольшой резервный ЦОД, который будет располагаться в районе Урала.

НБЖ: То есть вы планируете создать третий ЦОД?

С. КУЗНЕЦОВ: Он будет работать не как ЦОД, а как хранилище данных. В нем предполагается дублировать данные по всем операциям, которые проходят в банке. Тогда даже в случае выхода из строя двух основных ЦОДов мы сможем восстановить всю информацию.

НБЖ: Когда он будет создан?

С. КУЗНЕЦОВ: Я думаю, в течение двух лет.

НБЖ: То есть проекты по созданию второго и третьего ЦОДов будут идти параллельно?

С. КУЗНЕЦОВ: Как я уже сказал, у нас мало времени - к 2014 году мы должны реализовать основную долю проектов. Мы сделаем Сбербанк одним из лучших банков в мире, в том числе и в технологическом измерении. У нас большие амбиции и хорошие ресурсы.

НБЖ: Какова стоимость проекта по строительству «мега ЦОДа», и когда этот проект окупится?

С. КУЗНЕЦОВ: По нашим оценкам, стоимость строительства ЦОДа в Южном порту составит около 800 млн долларов. Но сейчас пока нельзя назвать окончательную цифру, потому что будет установлена только часть оборудования.

НБЖ: Почему только часть?

С. КУЗНЕЦОВ: Не имеет смысла устанавливать все оборудование сразу, если через 2-3 года оно морально устареет. Сейчас монтируется лишь то оборудование, которое нужно сегодня.

О точной стоимости ЦОДа сегодня говорить сложно. Как я уже сказал, ориентировочно она составляет около 800 млн долларов. Возможно, нам удастся ее несколько сократить.

Отвечая на ваш второй вопрос, скажу, что реализация этого проекта в любом случае позволит в течение года сэкономить по системе Сбербанка около 500 млн долларов. То есть, вложив в проект 800 млн долларов, мы сможем за полтора года окупить инвестиции.

НБЖ: За счет чего возникает такая экономия?

С. КУЗНЕЦОВ: Представьте себе, сколько «материальных носителей» децентрализованно реализуют сейчас функцию обработки данных в филиалах Сбербанка по всей стране. Концентрация и централизация современного оборудования и функционала обработки данных в МЕГАЦОДе приведет к масштабному высвобождению оборудования, систем связи, избыточного персонала, объектов недвижимости и других «материальных носителей» в системе Сбербанка в целом. Это даст существенную экономию издержек по содержанию, эксплуатации, обслуживанию, ремонту, аренде и другим компонентам инфраструктуры.

НБЖ: А какова стоимость строительства резервного центра обработки данных?

С. КУЗНЕЦОВ: Сегодня я не могу назвать даже ориентировочной цифры. На данный момент мы имеем только идею. В моем представлении, это должен быть одноэтажный комплекс, в центре которого располагается серверный блок, с одной стороны - энергетический комплекс, а с другой - комплекс холодильного оборудования, инженерных систем жизнеобеспечения здания. Такая конфигурация ЦОДа позволит существенно сократить затраты на строительство.

НБЖ: А сколько этажей было в первом ЦОДе?

С. КУЗНЕЦОВ: Пять этажей. Дело втом, что здание, в котором располагается существующий ЦОД, мы не строили, а только реконструировали. Это одно из зданий бывшей фабрики «Восход» в Южном порту.

ВМЕСТО «АРХИВНЫХ ЧЕРВЕЙ» РОБОТЫ

НБЖ: В качестве еще одного значимого проекта вы назвали строительство современного архива. Почему этот проект попал в список приоритетных?

С. КУЗНЕЦОВ: Сделаю поправку. Не архива, а архивно-логистического центра (АЛЦ). Архивно-логистический центр -это совокупность инфраструктуры, которая осуществляет сервисные функции централизованного хранения, использования и уничтожения документов. АЛЦ позволит нам снизить ежегодные издержки банка на содержание архивов (за счет сокращения административно-хозяйственных расходов, отказа от аренды помещений, используемых под архивохранилища), повысит эффективность и производительность архивных работ за счет их автоматизации не менее чем на 50%, увеличит в три раза емкость хранения документов (размещение имеющегося объема архивных дел на территории площадью 15000 кв. м) и, наконец, высвободит собственные помещения банка для нужд бизнеса.

Наш банк не случайно называют народным. На данный момент Сбербанк обслуживает около 70 млн клиентов, по каждому из которых хранятся счета, клиентская история, сведения о кредитных сделках и другая информация. На долю Сбербанка приходится основная часть пенсионных выплат населению страны. Поэтому к нам часто поступают запросы граждан, например, с просьбой сделать выписку по зачислению пенсии в таком-то году. Согласно действующему законодательству мы должны в жестко ограниченные сроки предоставить необходимую справку. По этой причине Сбербанк вынужден хранить огромные массивы архивов.

Большая часть этих архивов хранилась дедовским способом - в пустующих помещениях, на чердаках, в подвалах. Для любого банка, тем более для Сбербанка (учитывая его масштабы) хранение в определенный момент времени становится достаточно тяжелой и дорогой в обслуживании ношей. Представьте, только в Москве 60 зданий в той или иной степени заняты под архивы. С учетом цен на столичную недвижимость такое ее использование нельзя назвать иначе как расточительство.

После детального анализа ситуации нами было принято решение о реализации крупномасштабного архивно-логистического проекта. В кратчайшие сроки был разработан проект, позволяющий существенно сократить расходы банка на хранение и обслуживание архивов. У этого проекта нет аналогов в мире.

Во-первых, мы вывезли архивы за кольцевую дорогу (недалеко от Москвы - в случае переезда в другой регион возникают существенные транспортные расходы). Во-вторых, в качестве помещения для архива мы выбрали простой и относительно дешевый объект недвижимости - складское помещение. В-третьих, впервые в мировой практике соединили складские и архивные технологии. В-четвертых, максимально автоматизировали процесс.

НБЖ: Сбербанк последнее время славится масштабами проектов. В данном случае о каких площадях идет речь?

С. КУЗНЕЦОВ: Площадь помещения около 50 тысяч кв. м, высота конструкции -16 метров. На территории установлены специальные стеллажи 15-метровой высоты. Между стеллажами даже не предусмотрены проходы для человека. Есть лишь пролеты для специального робота, который «летает» по этому полю стеллажей и проходов и в случае поступления запроса в течение нескольких секунд находит необходимую папку и доставляет ее архивариусу.

НБЖ: То есть люди практически не будут задействованы в архивах?

С. КУЗНЕЦОВ: Нет, в АЛЦ будут трудиться архивариусы. Их обязанности -методология и работа с документацией. Полностью людей из этого процесса невозможно исключить. Однако, внедрив эту систему, мы исключили самый трудоемкий и длительный этап работы с документами - поиск. По минимальным расчетам, новая система архивирования позволит сэкономить время и сократить издержки на использование человеческого труда в 21 раз!

НБЖ: Планируете ли вы перейти от бумажных носителей к электронным архивам?

С. КУЗНЕЦОВ: Сейчас документы хранятся, как и предписывает закон, на бумажных носителях. Но уже сегодня мы работаем над созданием специального центра по электронному архивированию, в котором будут установлены поточные сканеры. Это позволит перевести значительную часть документов в электронный формат. То есть мы работаем в данном направлении на опережение.

НБЖ: Сколько надо сил и времени, чтобы отсканировать такой массив документов?

С. КУЗНЕЦОВ: Конечно, много. Но мы не планируем сканировать весь массив. Будем переводить в электронный формат только наиболее востребованные документы. Специалисты архивной службы - профессионалы своего дела и знают, что надо «цифровать», а что можно оставить.

НБЖ: Когда планируете завершить?

С. КУЗНЕЦОВ: Это сложный и масштабный проект. Все конструкции доставляются транспортом из Европы. Однако уже в сентябре планируется запустить архив в опытную эксплуатацию, а к концу года - сдать первую очередь архива.

В случае успеха мы «замкнем» на этот АЛЦ Московский банк, Среднерусский банк и, возможно, Северный банк. Впоследствии будут приняты решения о тиражировании данного опыта по всей стране.

Экономический эффект от внедрения единого автоматизированного архивохранилища в течение 3,5 лет составит 1,7 млрд рублей.

ПНЕВМОПОЧТУ ПОКА НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ

НБЖ: Сбербанк уже год занимается внедрением системы электронного офисного документооборота - СЭОДО. На каком этапе сейчас находится этот проект?

С. КУЗНЕЦОВ: Действительно, проект СЭОДО стартовал год назад, и за это время сделан беспрецедентный рывок - весь центральный аппарат Сбербанка переведен на работу в электронной системе документооборота. На данный момент к СЭОДО подключены 6,5 тысяч клиентов, из которых 1200 являются активными пользователями.

НБЖ: У некоторых только на формулирование технических требований уходит полгода и более. От скорости реализации качество не страдает?

С. КУЗНЕЦОВ: Для того чтобы качество не страдало, создаются проектные команды, пишутся необходимые регламенты. Нами была проделана масштабная работа, но наши усилия уже оправдываются. Мы в 8 раз сэкономили время только на регистрации документов. Если раньше мы регистрировали входящие и исходящие документы, то сегодня поступивший в банк документ все время «живет» под одним номером. В системе мы можем отслеживать загрузку наших сотрудников и, если хотите, «наблюдать», как они работают с документами.

НБЖ: Не возникает проблем с подготовкой сотрудников?

С. КУЗНЕЦОВ: Наши сотрудники - грамотные и профессиональные специалисты. Если работник знает, что такое компьютер, он легко может работать в СЭОДО.

Сейчас мы реализовали проект только в центральном аппарате. В ближайшее время предстоит внедрить эту систему по всей стране. Уже этим летом мы запускаем СЭОДО в двух банках, которые базируются в Москве - Московском и Среднерусском. Все подразделения будут подключены через год.

НБЖ: Много лет назад в Сбербанке была установлена пневмопочта. Используется ли она сейчас, после внедрения современной системы электронного документооборота?

С. КУЗНЕЦОВ: Пневмопочта используется в некоторых отделениях Сбербанка. По моему мнению, пневмопочта очень дорога в обслуживании и в скором времени полностью себя изживет. Признаюсь, при разработке отдельных проектов я несколько раз делал критические замечания по поводу того, что в них предусмотрено создание пневмопочты, и хотел исключить ее из плана. Но, детально разобравшись в вопросе, пришел к выводу, что ошибался - на сегодняшний день пневмопочта востребована нашими сотрудниками. Конечно, она нужна не во всех отделениях, но при определенной конструкции зданий позволяет существенно экономить время передачи документов.

НБЖ: Вероятно, отказаться от пневмопочты мешает то, что до сих пор некоторую документацию банки обязаны предоставлять на бумажных носителях?

С. КУЗНЕЦОВ: В стране сильно отстает законодательная база в этом вопросе. Должен быть принят ряд законов и подзаконных актов, чтобы все органы власти, регистрационные и налоговые органы, другие ведомства действовали в едином электронном пространстве. Среди федеральных органов наиболее «продвинутым» пользователем современных систем электронного документооборота является ФНС. Нам комфортно работать с этим ведомством, и недавно даже удалось подписать рамочное соглашение, согласно которому любой клиент Сбербанка может со своей «страницы» в интернет-банке проверить задолженность в налоговой службе, осуществить в случае необходимости платежи, заполнить декларацию и пр.

МЕЖДУ ВЫСОКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И РЕАЛЬНОСТЬЮ

НБЖ: В результате реализации даже перечисленных вами проектов должно высвободиться значительное количество зданий. Что вы планируете делать с недвижимостью?

С. КУЗНЕЦОВ: В 2011 году все только начинается. Мы еще не так много сделали, а потому не так много помещений освободилось. В любом случае, считаю, неправильно сбрасывать на рынок объекты недвижимости в срочном порядке. Гораздо эффективнее системное управление недвижимостью. Сегодня в банке существует специальный стратегический проект, который так и называется - система управления недвижимостью. Пока он только стартует, но в скором времени мы сможем извлекать из нашей недвижимости максимум прибыли. Специалисты будут принимать квалифицированное решение: какие объекты выгоднее продать, в каких провести реконструкцию, а какие лучше сдать в аренду или использовать в собственных целях.

НБЖ: А какова судьба сотрудников? Например, при централизации ЦОДов высвободится определенное количество ИТ-специалистов.

С. КУЗНЕЦОВ: Пока у нас существует не избыток, а, наоборот, дефицит ИТ-специалистов. Сейчас мы активно набираем сотрудников в сектор ИТ, а на 2014 год должен прийтись «пик» притока «ай-тишников». После 2014 года, вероятно, тренд сменится, и начнется постепенное сокращение этого блока, так как основная инфраструктура будет уже создана. Что касается нашей кадровой политики, Сбербанк руководствуется тем, что одной из главных ценностей являются сотрудники, и политику по сокращению персонала мы ведем очень деликатно. В основном сокращение производится за счет сотрудников, которые уже достигли пенсионного возраста, у которых закончился срок действия контракта, вакансий и т.д. Очень редко мы «режем по живому».

К настоящему времени нам уже удалось немного «поджаться» по численности. В перспективе мы планируем при оптимизации персонала использовать специальные алгоритмы расчета количества сотрудников, которые активно внедряют наши западные «коллеги». Например, недавно был сделан «пилот» по расчету численности сотрудников службы инкассации по специальному алгоритму. Для этого нам потребовалось ввести множество параметров: расстояние между пунктами назначения, расход топлива, траектория движения, время, необходимое для прохождения инструктажа, получения оружия и т.д. Таким образом, получилась формула на четырех страницах. Но алгоритмы расчета сотрудников для службы инкассации или кассиров понятны и относительно просты. Гораздо сложнее просчитать и оптимизировать работу кредитных инспекторов, аналитиков и сотрудников других специальностей. Мои коллеги из стратегического блока серьезно работают в этом направлении.

НБЖ: Известно, что Сбербанк намерен выделить развитие ИТ в дочернюю компанию «Сбербанк-Технологии». Почему было принято такое решение?

С. КУЗНЕЦОВ: Мы считаем, что при такой организационной форме сможем существенно ускорить развитие наших ИТ-систем. Сейчас в большинстве случаев банк выступает в роли заказчика: ставим задачу, проводим конкурс, платим деньги, компания-победитель разрабатывает для нас необходимый софт, мы его принимаем, устанавливаем и начинаем работать. Однако в определенный момент возникает вопрос: можем ли мы сами выполнять все этапы работы, если у банка уже сформировалась команда очень сильных программистов? Ответ: да. Поэтому было принято решение: в целях оптимизации издержек и ускорения процесса создать собственную ИТ-компанию. Планируется, что большинство ИТ-решений будет создаваться и реализовываться именно в рамках компании «Сбербанк-Технологии».

Кроме того, предполагаем, что компания будет достаточно крупной (по размеру капитализации, количеству сотрудников, масштабам задач и пр.) и притянет к себе крупнейших вендоров, которые будут соревноваться между собой по созданию новейших технологий.

НБЖ: Сейчас реализуется огромное количество проектов, но что изменится для конечных потребителей? Они почувствуют результат от внедрения современных технологий?

С. КУЗНЕЦОВ: На выставке в Санкт-Петербурге мы демонстрировали несколько уникальных технологий. В частности, президент Сбербанка Герман Греф показывал мобильный телефон, который был подключен к уникальной системе управления идентификации голосом. Эта система обеспечивает уровень защиты выше, чем отпечаток пальца или код доступа. На презентации решения, которое, кстати, разработали сотрудники Сбербанка, президент банка для эксперимента представился системе другим именем и тут же получил ответ, что у него нет доступа к системе. Затем он представился Германом Грефом, вошел в систему и попросил по телефону перевести деньги со своего счета на другой счет. Через секунду он получил ответ компьютера: «Деньги переведены. Чем еще мы можем вам быть полезны?».

НБЖ: Но это единичный экземпляр.

С. КУЗНЕЦОВ: Конечно, я привел пример новейшей разработки, которой пока не существует в обыденной жизни. Но уже через пару лет она может стать реальностью.

Ограниченные рамки интервью позволили представить лишь небольшую часть из множества инновационных разработок банка. Очень интересным, на мой взгляд, является проект нашего управления инкассации по использованию спецконтейнеров для перевозки денежной наличности: в случае несанкционированного вскрытия контейнера деньги заливаются несмываемой краской. Это существенно повышает безопасность работы инкассаторов. Примечательны проекты по переформатированию ВСП Банка, мотивации персонала и многие другие.

беседовала Вероника Сошина
Поделиться:
 

Возврат к списку