Аналитика и комментарии

07 апреля 2010

через одного рассчитайся!

В 2004 году количество кредитных организаций на территории Российской Федерации начало постепенно сокращаться. Данное явление воспринималось участниками как закономерное развитие рынка: уходили наиболее слабые игроки. В то же время число филиалов неуклонно росло. В результате сокращение количества банков не сказывалось -что принципиально важно - на доступности банковских услуг. Однако в декабре 2008 года тенденция изменилась: за год количество банков сократилось по сравнению с прошлым годом на 5%, а количество филиалов - более чем на 8%. А сейчас процесс ухода финансово-кредитных структур и «прореживания» филиальных сетей только набирает силу: банки вынуждены экономить и, как результат, «перетряхивать» собственные «сети».

ПОШТУЧНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ

Большим удивлением для банковского рынка стало закрытие всех региональных отделений Московским кредитным банком. Руководство банка объяснило прекращение существования восьми офисов тем, что кредитная организация изначально планировала агрессивный выход на региональные рынки, однако не успела претворить свой план в жизнь - начался кризис. В результате МКБ решил изменить первоначальную стратегию развития и бросить все свои силы не на завоевание новых рынков, а на удержание и закрепление позиций на освоенной территории - в Москве.

Еще более кардинальные меры в начале кризиса предпринял Королевский банк Шотландии, который закрыл три отделения в Москве и одно в Санкт-Петербурге. В результате у кредитной организации остался центральный офис в столице и два филиала - в Санкт-Петербурге и Южно-Сахалинске. По слухам, закрытие офисов было связано с тем, что собственник сильно потратился на приобретение банка (Royal Bank of Scotland заплатил за ABN Amro $99 млрд), а потому был вынужден отказаться от развития розничного бизнеса в России.

Эти два случая оказались наиболее заметными на российском банковском рынке. Однако они были не единственными. Многие банки сокращали свою филиальную сеть «поштучно», так как не могли себе позволить сделать это в массовом порядке.

Дело в том, что уйти с рынка так же сложно, как и прийти на него. Поэтому, урезая свою сеть, банки стараются быть предельно осторожными. Иначе оптимизация может обернуться новыми убытками. Во-первых, при открытии представительства инвестиции на старте могут составлять приблизительно от 1 млн до 5 млн рублей (в зависимости от того, в каком формате банк открывает отделение). Так, по сообщениям СМИ, открытие одного регионального представительства Московского кредитного банка обошлось кредитной организации в 4 млн рублей. Вице-президент Пробиз-несбанка Андрей Филь, в свою очередь, рассказал, что на открытие кредитно-кассового отделения в зависимости от его размера и расположения требуется от одного до трех миллионов рублей. Списать эти расходы в убытки, понятно, банки не спешат.

Вторая причина «воздержанности» от резких движений: если банк закроет все отделения в регионе, то уровень просрочки по кредитам может резко увеличиться. Так, Андрей Филь предупреждает: «Банк должен быть готов к тому, что 25-50% кредитов, выданных в городах, где была закрыта последняя или единственная точка присутствия, не будут возвращены». С заемщиком необходимо постоянно поддерживать контакт, напоминать ему о предстоящих платежах, подсказывать, в каких точках ему будет удобно произвести платеж».

Поэтому закрытие офиса - это кардинальная мера. Тот же МКБ решился на подобный шаг только потому, что не успел нарастить за время своего присутствия в регионах большие кредитные и депозитные портфели. Так, на закрытые отделения банка приходилось лишь 1,5% вкладов, или 300 млн рублей. Приблизительно четырем тысячам региональных вкладчиков банк предложил перейти на обслуживание в Москву или закрыть депозит по заявленной ранее в программе ставке. Региональные кредиты МКБ по желанию клиентов были переданы на обслуживание в местные отделения других банков.

Зато к «прореживанию» филиальной сети банки прибегают часто: закрывая нерентабельные отделения, им удается оптимизировать свои расходы. Таким образом поступили УБРиР, Банк Авангард, Хоум Кредит энд Финанс Банк, Банк «Русский Стандарт» и др.

Однако, производя зачистку, кредитные организации стремятся сохранить имеющуюся клиентскую базу.

РАЗВИВАТЬ НЕЛЬЗЯ СВОРАЧИВАТЬ

Однако пока одни банки сворачивают свои отделения, другие активно работают над развитием сети. Так, в банке «Образование» отмечают, что процесс сворачивания сети рядом банков не закончен, однако с середины прошлого года на этот процесс «наложилась» встречная тенденция: ряд коммерческих банков, сохранивших свою ликвидность и кредитоспособность, начал активно развивать свою сеть, занимая освобождающиеся помещения и принимая на работу наиболее квалифицированные кадры. В СБ Банке согласны с тем, что в кризисной ситуации участники рынка ведут себя по-разному. «Вопрос оптимизации сети или ее развития обусловливается многими факторами, которые могут быть внешними и не зависящими от банка (к примеру, доступ к кредитным ресурсам) или внутренними, заложенными в стратегию развития (уменьшение/увеличение прибыли за счет снижения затрат). Поэтому и развитие в текущем году будет проходить по разным направлениям. Часть банков будут развивать сеть -в основном это игроки, перед которыми стоит задача по увеличению доли розничного рынка. А другая часть будет проводить оптимизацию сети за счет проведенных слияний в 2008-2009 годах и, соответственно, закрывать дублирующие и нерентабельные подразделения», - прокомментировала начальник управления организации и контроля деятельности подразделений СБ Банка по Москве Ольга Мясина.

Кстати, о планах по масштабному увеличению сети объявил уже ВТБ24. На одной из пресс-конференций президент - председатель правления банка Михаил Задорнов рассказал, что за три года ВТБ24 планирует увеличить свою сеть минимум на 160 офисов, максимум - на 200-300. Количество новых отделений будет зависеть от того, насколько банку удастся упростить и ускорить выполнение базовых операций. При этом предварительно банк «очистился», закрыв 33 неформатные низкодоходные точки продаж.

Необходимо учесть, что крупнейшие российские банки, тем более если это банки с госучастием, могут себе позволить воспользоваться сокращением на рынке конкуренции. Однако с большинством игроков стремление занять освободившееся место может сыграть злую шутку, а потому банкам приходится соизмерять свои желания и реальные возможности. «Любой кризис дает возможность развития, но оно не должно идти в ущерб интересам клиентов банка и приводить к созданию ситуаций, когда развитие подрывает устойчивость кредитной организации. Региональное развитие нашего банка в 2008-2009 годах проходило согласно стратегии, которая была принята еще до наступления кризиса, с учетом всех происходивших в экономике изменений», - пояснил заместитель председателя правления банка «Ренессанс Кредит» Олег Скворцов.

В Райффайзенбанке также отмечают, что финансово-кредитные организации в нынешней кризисной/посткризисной   ситуации   предпочитают действовать осторожно. «В кризис банки большое внимание уделяют сохранению рентабельности. При этом каждый расставляет свои приоритеты для достижения этой цели. Райффайзенбанк много внимания уделяет эффективности, технологии и качеству обслуживания, совершенствует систему риск-менеджмента, дорабатывает продукты в соответствии с потребностями клиентов. Развитие сети также остается в списке приоритетов, но не является первостепенной задачей банка в текущих условиях», - подытожил Павел Гурин, председатель правления Райффайзенбанка.

ИСКУШЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Несмотря на наличие высоких рисков при развитии филиальной сети в нестабильной экономической обстановке, банки отмечают, что сейчас шансы занять удачное «место под солнцем» велики, как никогда.

Например, Андрей Филь рассказал, что в нынешних условиях открывать офис с нуля стало в полтора раза дешевле. Расходы значительно сократились, главным образом - в результате снижения стоимости аренды помещений, а также строительных работ и рекламы. Воспользовавшись возникшей ситуацией, одни банки открывают новые точки, другие переводят уже действующие отделения в помещения, расположенные в более «продажных» местах. Олег Скворцов отмечает, что в условиях кризиса многие банки пошли на снижение операционных расходов и пересмотрели формат своих отделений. «В результате они трансформировали крупные (300-500 кв. м) рознично-корпоративные отделения. Во-первых, их функционал был оптимизирован за счет усовершенствования процессов и технологий, передачи части функционала в центральный бэк-офис. Во-вторых, площадь была уменьшена до 100-250 кв. м, что позволило не только сэкономить на аренде, но и разместить небольшие отделения в более «проходимых» местах. В-третьих, в результате оценки месторасположения отделений наименее эффективные были закрыты, наиболее успешные в этом же районе/регионе - оставлены», - поясняет спикер.

Кстати, спрос на малогабаритные офисы отмечают и компании по недвижимости. Так, директор компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Юрий Тараненко отмечает, что наибольшей популярностью пользуются помещения площадью до 100 кв. м. ВТБ24 уже активно занимается «переездом». Михаил Задорнов рассказал, что за 2009 год банк приобрел или снял в аренду около 15 новых помещений в десятке городов России, отказавшись от старых «гутовских» офисов. «Иркутск, Самара, Кемерово, Тюмень, Омск, Красноярск - флагманские точки в этих регионах переехали в новые офисы, построенные в новом формате. Также мы переезжаем в более ритейло-вые места. Последним мы приобрели здание в Ростове-на-Дону - это будет отличный офис», - подытожил руководитель крупнейшего российского банка.

Однако «чемоданная суета» наблюдается в основном в регионах: сокращение сети большинство банков начинали именно с удаленных от центра уголков страны, а потому именно там образовались свободные ниши для развития бизнеса и освободились подходящие помещения. Кроме того, по наблюдениям участников рынка, цены на коммерческую недвижимость сократились в регионах и в меньшей степени затронули столицу. «Полтора года назад, в начале кризиса, стоимость аренды снизилась в Москве и Санкт-Петербурге незначительно, больше в регионах, сейчас рынок аренды возвращается в свое прежнее состояние», - пояснил Олег Скворцов.

По мере «затухания» кризиса и стабилизации ситуации на рынке возможности для выхода на рынок по принципу «дешево и сердито» сокращаются.

ЕСЛИ ОФИС, ТО НА МИЛЛИОН

Несмотря на явные преимущества экспансии на рынке в кризис (если позволяют средства), банки стали действовать гораздо осторожнее. И идут только в те места, где вложенные инвестиции в кратчайшие сроки окупятся наверняка. Если в период расцвета банки с городов-миллион-ников переключились на города второй очереди, где конкуренция гораздо меньше, то в кризис кредитные организации снова ушли из средних и малых населенных пунктов.

При этом у банков нет единого представления, каково оптимальное количество офисов в городах-милли-онниках. Например, в ВТБ24 рассказали, что сейчас сеть банка в городах-миллионниках представлена 147 точками продаж, 81 из них расположена в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных городах-миллионниках сеть насчитывает 6-9 точек. «Для завоевания лидирующих позиций стратегией банка предусмотрено увеличение сети в 1,5 раза до 2013 года в Москве и Санкт-Петербурге, в 2 раза - в остальных городах-миллионниках», -рассказывает Вячеслав Воробьев, заместитель президента - председателя правления, директор департамента сети ВТБ24.

В Бинбанке представления о том, сколько офисов необходимо иметь на обозначенной территории, достаточно близки. «В миллионном городе, на наш взгляд, для занятия лидирующих позиций необходимо иметь не менее одной точки продаж из расчета на каждые 100 тысяч населения. При этом, учитывая географию города (например, его вытянутость), данный показатель может изменяться в большую сторону в 1,5 раза», - рассказал директор администрации сети продаж Бинбанка Сергей Леонтьев.

В СБ Банке считают, что стремиться нужно к более высокой плотности расположения точек. «Обычно не менее 30-40 структурных подразделений и  не менее 200 банкоматов», - резюмировала Ольга Мясина. А в банке «Ренессанс Кредит», напротив, придерживаются более скромных ориентиров: «В таком городе необходимо иметь не менее 2-4, возможно - 5, полноценных точек продаж», - считает Олег Скворцов.

В кризис некоторые кредитные организации покинули города-мил-лионники. И банки получили возможность реализовать свои даже самые амбициозные стратегии. В то же время осваивать малые города решаются единицы, несмотря на низкие цены на «входной билет» и отсутствие конкуренции. Скорее всего, кризис еще на несколько лет отложит освоение банками мелких населенных пунктов, и за счет продолжения процесса ухода кредитных организаций из городов второй и третьей очереди количество филиалов будет медленно, но верно сокращаться и дальше.

ДБО - НЕ АЛЬТЕРНАТИВА, А ДОПОЛНЕНИЕ

Сворачивая филиальную сеть, банки часто начинают активно развивать дистанционные каналы обслуживания. В частности, операторов и кассиров пытаются заменить платежными устройствами, а вместо открытия нового филиала устанавливают несколько банкоматов. Однако стоит признать, что пока этот процесс идет очень вяло.

Так, Олег Скворцов констатирует: «В нашей стране с нашим менталитетом большое количество офисов стандартного формата - светлый уютный операционный зал с кассами для «живого» обслуживания клиентов - является скорее большим плюсом, чем минусом. Причина в том, что «живое» общение с персональным менеджером и конфиденциальность кассовых операций значат намного больше, чем трата сил и нервов в общении с импортной техникой, не вдающейся в проблемы «живого» клиента». С коллегой согласился Сергей Леонтьев, который также отметил, что прежде, чем развивать ДБО, банкам нужно создать полноценную филиальную сеть: «С учетом современного уровня охвата населения банковскими услугами и степени готовности клиентов к предпочтительному обслуживанию через каналы ДБО российские банки не могут сейчас отказаться от дальнейшего развития сети полноценных офисов. При этом, безусловно, внедрение и продвижение дистанционных каналов обслуживания является очень важным аспектом в развитии банковского бизнеса», -констатирует спикер.

Кроме того, банкоматы - дорогое удовольствие. Многие из них, как отмечают некоторые участники рынка, даже не окупаются. Как правило, ежемесячный доход с платежного устройства редко составляет более 200 долларов, половина из которых уходит на аренду площади. Поэтому создание большой сети платежных устройств для банков - имиджевый шаг. Как гласит известная реклама: «Имидж - ничто, жажда - все».

НЕ ТАК СТРАШЕН СЧЕТ, КАК «РИСУЕТ» ОТЧЕТНОСТЬ ЦБ

Отчетность Центрального банка о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов также подпортило Указание Центрального банка №1794-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 14 января 2004 года №109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Нормативный документ стал важным толчком к изменению строения филиальной сети банками: кредитные организации (филиалы) получили возможность открывать новый вид внутренних структурных подразделений - операционные офисы, создание которых носит уведомительный характер и к которым предъявляются менее жесткие требования по площади и штатному расписанию. Некоторые банки, воспользовавшись предоставленной возможностью, перевели свои филиалы в статус операционных офисов как более экономичный формат подразделений.

Так, ВТБ24 стал первым банком в России, который, согласно инструкции Банка России №109-И, перешел на принцип «один федеральный округ - один филиал банка». Вячеслав Воробьев рассказал, что в банке функционируют два уровня операционных офисов: региональные операционные офисы, расположенные в каждом регионе присутствия банка, и операционные офисы второго уровня, находящиеся у них в подчинении. «Данное строение филиальной сети дало нам не только унификацию процессов по всей стране и лучшую управляемость, но и существенную экономию: создать операционный офис стоит примерно на 15% меньше, чем филиал; содержание операционного офиса - на 10% меньше, чем содержание филиала», -констатировал спикер.

Райффайзенбанк также постепенно перестраивает свою сеть. Павел Гурин пояснил: «В настоящее время Райффайзенбанк располагает вполне широкой региональной сетью, состоящей (кроме Москвы) из шести региональных центров, а также сети филиалов, операционных и дополнительных офисов, подчиняющихся этим региональным центрам. В то же время банк работает над оптимизацией и обновлением региональной структуры. Оптимизация заключается в объединении филиалов типа «А» (бывший филиал ЗАО «Райффайзенбанк Австрия») и «Б» (бывший филиал ОАО «Импэксбанк»), существовавших в регионах присутствия банка одновременно. А также в реорганизации ряда региональных филиалов в операционные офисы. В 2011 году ЗАО «Райффайзенбанк» планирует прийти к структуре, которая будет включать в себя центральный офис, опорные филиалы, расположенные, как прави ло, в центрах федеральных округов, и сеть операционных офисов, расширяющих зону присутствия банка в регионах».

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ!

Многие банки, однако, не спешат воспользоваться возможностью, предоставленной им Центральным банком. Например, Бинбанк не производит массовый перевод филиалов в операционные офисы, поскольку экономия на издержках получается несущественной, с учетом необходимости перестройки системы управления. Тем не менее Сергей Леонтьев замечает: «При открытии новых точек продаж в новых регионах мы не исключаем возможности применения данного формата». В банке «Образование» также заявили, что планируют использовать возможность, предоставленную Инструкцией ЦБ №109: в текущем году во Владимире открывается операционный офис, который будет подчиняться непосредственно головному офису в Москве.

Тем не менее, несмотря на то что на рынке преобладают сдержанные оценки, данный закон, что называется, пришелся ко времени. Во-первых, сейчас нерентабельный филиал банк может перевести в другой, менее затратный формат, вместо того чтобы закрывать его. Во-вторых, открытие новых точек в кризисных условиях могло бы происходить гораздо медленнее, если бы банки не получили разрешение открывать необходимое количество «малобюджетных» офисов при наличии одного базового филиала. В-третьих, при «жесткой оптимизации» экономия даже 10% расходов на содержание одного операционного офиса может оказаться для некоторых кредитных организаций существенной.

Таким образом, статистика Центрального банка, скорее всего, и дальше будет двигаться «по убывающей». Все реже на территории России будут встречаться «монументальные» филиалы, и все чаще - микроофисы. Стоит отметить, что крупные банки уплотняют свою сеть как раз за счет последних.  

Вероника Сошина
Поделиться:
 

Возврат к списку