От финансовой грамотности к финансовой безопасности

11 октября 2022

На кого и на что можно пожаловаться в ЦБ – разъяснения Банка России

В Банк России можно написать жалобу на нарушающие права клиента банки, бюро кредитных историй, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, брокеров, биржи и депозитарии. Для решения денежных споров с финансовыми организациями, предъявления претензий к коллекторам или вывода на чистую воду мошенников нужно обращаться в иные организации, пояснили специалисты образовательного проекта ЦБ «Финансовая культура» в своем Telegram-канале. 

«В Банк России можно пожаловаться на следующие финансовые организации, если вы считаете, что они нарушают ваши права: банки; бюро кредитных историй; страховые компаниии других участников рынка страхования; МФО, кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды; негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, а также управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; брокеров, дилеров, форекс-дилеров, биржи, регистраторов, доверительных управляющих ценными бумагами, депозитарии», — говорится в сообщении.

Специалисты пояснили, что если финансовая организация нарушает закон или иной нормативно-правовой акт, регулятор выдает предписание об устранении нарушений. Если на него не реагируют в установленный срок, Банк России составляет и передает в суд протоколы об административных правонарушениях. 

При этом следует учитывать, что ЦБ не может вмешиваться в оперативную деятельность финансовых организаций. Вопросы, связанные с качеством обслуживания в банке, набором предоставляемых услуг, стоимостью и порядком их предоставления, определены в договоре между банком и клиентом, а значит относятся к сфере гражданско-правовых отношений, споры и разногласия по которым решаются в суде. 

«Подписывая договор, вы тем самым соглашаетесь со всеми его условиями и в дальнейшем будет тяжело доказать, что вас ввели в заблуждение. Именно поэтому важно всегда читать договоры. Однако, если вы уже пострадали, например, от навязывания услуг или введения в заблуждение, отправить жалобу в Банк России все равно имеет смысл. Именно на основании жалоб Банк России вырабатывает рекомендации, указания, а иногда и поправки в законодательство, направленные на усиление защиты прав потребителей финансовых услуг», — отметили специалисты.

Регулятор также не решает денежные споры с финансовыми организациями, попытаться их уладить можно с помощью финансового омбудсмена. Банк России регулирует работу только легальных финансовых организаций, поэтому жаловаться на мошенников имеет смысл только в правоохранительные органы. Если же произошло разглашение персональных данных, следует писать в Роскомнадзор.

«Когда вы хотите пожаловаться на неправомерные действия по взысканию задолженности, адресат зависит от ситуации. Если ваши права нарушил банк, МФО или КПК, например не сообщили вам вовремя, что передали ваш долг коллектору, отправьте жалобу в Банк России. Если ваши права нарушают коллекторы, обращайтесь в Федеральную службу судебных приставов. Если речь идет о серьезных нарушениях, таких как угрозы жизни и здоровью, сразу пишите заявление в полицию», — посоветовали специалисты.


Поделиться:
 

Возврат к списку