От финансовой грамотности к финансовой безопасности

16 ноября 2023

Куда жалуются россияне, столкнувшись с финансовым мошенничеством – НАФИ

Более половины россиян (55%), столкнувшихся с попытками мошенничества, обращаются с жалобами на него в какие-либо инстанции. Чаще всего россияне обращаются в банк (39%),14% – в полицию, 13% – к операторам сотовой связи или интернет-провайдерам, 10% – в техподдержку сервиса или сайта, где были замечены подозрительные операции. Об этом говорят результаты нового исследования Аналитического центра НАФИ. В нем приняли участие 1000 россиян, которые за последние 12 месяцев хотя бы один раз столкнулись с мошенничеством.

В НАФИ считают, что практически каждый житель России хотя бы один раз за последние 12 месяцев сталкивался с попытками мошенничества. В отношении борьбы с мошенничеством вводятся новые законодательные меры. В частности, банкам придется возмещать пострадавшим клиентам деньги, если они были переведены на мошеннический счет, находящийся в специальной базе Банка России. Реестр таких счетов пополняется на основе поступающей в банки информации от тех, кто столкнулся с мошенничеством, поэтому гражданское участие в информировании о мошенничестве является залогом успешной борьбы с растущими угрозами личной финансовой безопасности.

Результаты исследования говорят сами за себя. Более половины столкнувшихся с мошенничеством россиян (55%) обращались с жалобой на него в какие-либо инстанции. Мужчины и женщины передают информацию о злоумышленниках примерно в равной степени (54% и 56% соответственно). Среди тех, кто чаще других социально-демографических групп проявляет осознанность и информирует о мошенничестве, находятся молодые россияне от 18 до 24 лет (63%), работающие студенты (71%), а также люди, имеющие высокий уровень дохода (84%).

Аналитики НАФИ зафиксировали Топ-5 ситуаций, когда столкнувшиеся с мошенничеством россияне оставляют на него жалобы:

·      обман при покупке или продаже товаров в интернете – 53% столкнувшихся с таким видом мошенничества передавали информацию о нем в те или иные инстанции;

·      фишинговые сайты – 47%;

·      звонки от мнимых сотрудников банка или представителей правоохранительных органов – 44%;

·      просьбы о переводе денег (например, для помощи знакомым, оформления выигрыша и т.п.) – 34%;

·      электронные письма или сообщения в мессенджерах с подозрительными ссылками – 33%.

Реже россияне жалуются на предложения мошенников получить выплату или компенсацию от государства (30%) или заработать на «инвестициях» (26%).

В подавляющем большинстве случаев, неважно с какой схемой столкнулся человек, чаще всего он обращается в банк – 39%. 14% столкнувшихся с мошенничеством вне зависимости от его вида обращаются в полицию, 13% – к интернет-провайдерам или сотовым операторам, 10% – к владельцам интернет-площадок.  

«Исследование показало, что россияне не всегда знают в каких случаях мошенничества в какие инстанции следует обращаться, что формирует правовой «нигилизм». Передача информации о мошенничестве размывается по разным каналам, особенно высокой нагрузкой ложась на банковскую систему. Информирование о мошенничестве выше там, где есть «прямое окно», например, кнопка связи со службой техподдержки. Для повышения гражданского надзора необходимо активно информировать население о возможных каналах передачи информации о фактах мошенничества, а также формировать «единое окно» для жалоб граждан по аналогии со службой 112. Информированность в купе с удобством будут повышать включенность и проактивность населения в вопросах противодействия мошенничеству», – комментирует результаты исследования Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ.

Поделиться:
 

Возврат к списку