Аналитика и комментарии

02 июля 2014

Документооборот высшей пробы

Внедрение системы электронного документооборота является логичным шагом для банков, заинтересованных в повышении качества своих услуг и сокращении издержек, считает руководитель проектов компании DIRECTUM Алексей КОЛЬМАЙ. Своими прогнозами относительно дальнейшего развития ЭДО и взглядами на то, как могут помочь банкам в данном вопросе передовые технологии, он поделился с NBJ.

NBJ: Насколько банки готовы к переходу на внешний электронный документооборот (ЭДО)? Есть ли какая-то отраслевая специфика?

А. КОЛЬМАЙ: Здесь можно говорить о двух факторах зрелости.

Во-первых, банковский сектор всегда был и остается сегодня одним из наиболее технологически емких секторов российской экономики, традиционно проявляющих большой интерес к развитию ИТ. Основную отраслевую специфику формирует наличие уже зрелой ИТ-среды в кредитно-финансовых учреждениях, высокоразвитой культуры работы с данными и электронными документами. У банков уже есть практика автоматизации фронт- и бэк-офиса, они привыкли к решениям «Банк-Клиент» и электронным платежам, поэтому переход к работе с электронными документами в банковской сфере происходит обычно с минимальным порогом: для данной сферы это фактически эволюционный шаг.

Во-вторых, рынок банковских услуг подталкивает кредитно-финансовую сферу к переходу на ЭДО снизу. Чтобы привлечь новых клиентов и удержать существующих, банку мало предоставлять выгодные условия по кредитам и прочим услугам – необходимо постоянно улучшать качество сервиса, предлагать новые возможности. А ЭДО сегодня выглядит логичным этапом развития существующей практики. Многие банки не просто обмениваются электронными документами с партнерами и крупными клиентами, но и предлагают своим клиентам ЭДО как дополнительную услугу.

Мы уверенно можем говорить о том, что банковский сектор сегодня демонстрирует высокую степень готовности как к переходу к внешнему ЭДО, так и к любым другим инновациям в области ИТ.

NBJ: Существуют ли специфические проблемы или препятствия, с которыми сталкиваются крупные кредитные организации при переходе на ЭДО?

А. КОЛЬМАЙ: Принципиальных проблем у финансовых институтов нет. Как и любая другая организация, банк представляет собой хозяйствующий субъект. С этой точки зрения его проблемы ничем не отличаются от проблем представителей других отраслей экономики, он сталкивается со следующими организационными и технологическими препятствиями.

Нехватка ресурсов в части ИТ-служб. Технические специалисты банков чрезвычайно загружены – ИТ-инфраструктуру учреждения нужно постоянно поддерживать, развивать и обеспечивать ее отказоустойчивость, поэтому часто на дополнительные внутренние задачи может не хватать ресурсов.

Трудно выделить финансирование. Эта проблема вытекает из предыдущей. В условиях жестких рамок ИТ-бюджетов банку приходится делать выбор – переходить к ЭДО или продолжать развивать свой ИТ-сервис. Чаще всего руководство учреждения делает выбор в пользу последнего.

Недоверие к ЭДО. Это общая проблема для всего рынка межкорпоративного документооборота. Процессы, связанные с бумажными документами, выглядят понятнее и привычнее. Несмотря на развитые технологии СЭД, до недавнего времени ключевую юридическую информацию доверяли лишь бумаге. По этой причине очень трудно привыкнуть к тому факту, что акты, счета-фактуры, накладные теперь можно передавать и хранить в «цифре». Следовательно, главное препятствие – это старые привычки.

NBJ: Какие решения в ЭДО ищут банки? Что они ждут от поставщиков?

А. КОЛЬМАЙ: Многие вопросы взаимодействия в кредитных организациях так или иначе уже решены с помощью ИТ, но остаются еще традиционно бумажные процессы. В основном (но не только) в области хозяйственной деятельности. Как я уже говорил, это различные первичные документы, фиксирующие имущественные отношения, различные регистры бухгалтерского и налогового учета. У банков есть свои поставщики, подрядчики, поэтому финансовые учреждения, развивая автоматизацию основной деятельности, стремятся вписать внутренние процессы в свою экосистему.

Тут на помощь приходят системы для автоматизации подобных процессов. Мы уже полтора десятка лет внедряем СЭД в этой отрасли и давно успели понять, что банки ищут комплексные решения для полноценного охвата процессов, например решение на платформе DIRECTUM и Synerdocs – «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот». Мы не только предоставляем локальную платформу для работы с документами, но и готовы эти документы передавать через специализированный облачный сервис в соответствии со всеми требованиями законодательства.

Такие решения позволяют работать с первичными документами, которые, согласно законодательству РФ, теперь вообще не нужно хранить в бумажном виде. Это непростой класс документов – бухгалтеры и экономисты знают, что именно с ними у организаций возникает больше всего проблем, поскольку по ним начисляются налоги и производится контроль деятельности организации. Невозвраты, потери, порча, ошибки, трудности с оперативным поиском и предоставлением в органы – все это случается даже в высокоорганизованных учреждениях, таких как банки. Не буду говорить, что для кредитной организации означает потеря информации.

В большом сетевом финансовом институте затраты на содержание бумажных документов могут превышать, по некоторым оценкам, сотни миллионов рублей в месяц. Это чисто расходные материалы и пересылка, без учета затрат на логистику, содержание архивов, зарплаты специалистов. Каждый банк был бы рад свести такие издержки к минимуму. Следовательно, они ждут от нас, ИТ-поставщиков, решения, которые закрыли бы целый комплекс задач: создание и обмен документами в электронном виде, контроль возврата, хранение, оперативный поиск, анализ и, что особенно важно, быструю подготовку к отправке в регулирующие и контролирующие органы (это влечет за собой повышенное внимание к нормативно-правовой стороне ЭДО). Игроки финансового рынка хотят снижения рисков при работе с первичными документами, уменьшения издержек, повышения оперативности работы с данными, содержащимися в этих документах.

NBJ: Если говорить об эффекте от внедрения таких решений, то какие основные показатели Вы выделяете? Способен ли ЭДО повысить скорость проведения сделок с контрагентами?

А. КОЛЬМАЙ: Обычно внедрение таких решений, как «Межкорпоративный финансово-учетный документооборот», включает в себя две технические составляющие – платформу для управления документами (DIRECTUM) и сервис обмена документами Synerdocs. Благодаря этому банк получает комплексный эффект: ускорение процессов (повышение их управляемости, прозрачности) и непосредственно экономию на прямых издержках документооборота. Прямые издержки включают в себя затраты на обработку документов внутри компании и на пересылку документов внешним контрагентам. Издержки на первую составляющую сокращаются в 3–10 раз, а пересылка документов исчисляется уже не в днях, а в минутах. Если же рассчитать эффект в деньгах, то есть такие оценки: только за счет повышения скорости документооборота по сделкам прибыль увеличивается в среднем на 10%.

Еще можно отметить, что процесс внедрения решения представляет собой достаточно выгодную практику. Фактически в одном проекте мы сочетаем два продукта: электронный архив и сервис обмена. Этим мы решаем множество проблем, связанных с выбором разрозненных решений, настройкой интеграции и т.п. С другой стороны, наши продукты могут использоваться самостоятельно, система DIRECTUM может быть интегрирована с другими сервисами обмена, а сервис Synerdocs может встраиваться напрямую в учетную систему.

NBJ: Внедрение решения затрагивает конкретные хозяйственные процессы. Будут ли трудности при встраивании ЭДО в экосистему банка?

А. КОЛЬМАЙ: Пока что на практике серьезных проблем мы не наблюдали. Обычно трудности заключаются в том, чтобы пользователи быстро освоили новую функциональность. Но тут нам помогают уже названные выше особенности: банки имеют развитую ИТ-инфраструктуру, следовательно, привыкать к чему-то новому пользователям не придется. Интерфейс спроектирован так, чтобы максимально ускорить адаптацию к решению – технически переход на ЭДО не требует длительной подготовки.

Другой вопрос в технической интеграции. У нас есть как готовые коннекторы к наиболее популярным учетным системам, например 1С, SAP 3 и «Галактика», так и открытый интерфейс API, с помощью которого решение можно встраивать в архитектуру автоматизированной банковской системы. Особенностью Synerdocs также является высокая степень готовности к встраиванию сервиса в online-продукты банка, что, например, позволит обмениваться документами прямо через личный кабинет вашего сайта.

Конечно, не исключено применение других продуктов у заказчика. На такой случай есть готовые инструменты, которые позволяют настраивать интеграцию разными способами: используя экспорт или импорт файлов, обращение к объектной модели с помощью com-объектов или веб-сервисов.

NBJ: Каковы Ваши прогнозы по развитию ЭДО в банковской сфере? По каким направлениям будет развиваться практика обмена электронными документами?

А. КОЛЬМАЙ: В целом ЭДО в банках, разумеется, будет только развиваться. Сегодня крупнейшие банки уже осваивают эту практику. Скоро они станут проводниками ЭДО, то есть потянут за собой контрагентов, партнеров и т.п. Практика перевода финансово-учетного документооборота в электронный вид тоже будет расширяться. Он станет неотъемлемой частью ИТ-инфраструктуры.

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку