Аналитика и комментарии

15 января 2014

Банк «Центр-инвест» и компания SAP: новый этап сотрудничества

Год назад банк «Центр-инвест» объявил о новом этапе сотрудничества с компанией SAP. После успешного построения централизованного корпоративного хранилища данных на платформе SAP BW, внедрения систем SAP Human Capital Management и SAP Process Integration финансово-кредитная организация, являющаяся крупнейшим региональным банком юга России, готова к внедрению банковских решений от SAP AG. Заместитель председателя правления банка «Центр-инвест» Юрий БОГДАНОВ рассказал в интервью NBJ о том, почему в качестве целевого решения для автоматизации основной деятельности банк выбрал именно решение SAP, какими критериями руководствовался при этом и какой эффект «Центр-инвест» надеется получить от внедрения продукта SAP Banking Services.

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о сути проекта, который банк «Центр-инвест» реализует совместно с компанией SAP.

Ю. БОГДАНОВ: Наше сотрудничество с компанией SAP является долгосрочным (с 2006 года). Совет директоров банка принял стратегическое решение о замене монолитной автоматизированной банковской системы на отдельные модули систем, интегрированных между собой и развивающихся в масштабах другого порядка. В соответствии с международными стандартами был проведен тендер, детально изучены предложения 16 различных поставщиков автоматизированных банковских систем, российских и зарубежных, и в итоге выбраны решения компании SAP. Была разработана долгосрочная программа проектов, вошедшая в стратегию развития банка и предусматривающая внедрение комплекса систем SAP, как базовых (интеграционная шина SAP PI и хранилище данных SAP BW), так и прикладных (SAP HCM и модули системы SAP для банковской функциональности).

NBJ: Почему выбрали именно SAP? Какие, с Вашей точки зрения, преимущества может получить банк в случае внедрения решения SAP Banking Services? И чем не устраивала работающая в тот момент система?

Ю. БОГДАНОВ: Важным фактором, определившим выбор банком «Центр-инвест» решений компании SAP, стал богатый набор функциональных и продуктовых настроек в системах SAP. Широкие возможности для конфигурирования системы обеспечивают гибкость и оперативность в формировании предложений клиентам, позволяя конструировать новые, ранее не предлагавшиеся в России продукты и услуги. Это же свойство выгодно отличает системы SAP от собственных ИТ-разработок банков, где есть только та функциональность, которая стала необходимостью вчера. Иными словами, плюс, на который может рассчитывать банк, внедривший решение SAP для банковской функциональности, и на который рассчитываем мы, - сокращение time-to-market (времени вывода на рынок новых финансовых продуктов или версий уже имеющихся продуктов). У компании SAP есть результаты исследований, а у банка «Центр-инвест» -подтвержденные примеры собственной практики, свидетельствующие о том, насколько улучшается этот показатель после внедрения решений SAP.

Другими результатами внедрения систем SAP, как показывает опыт, являются упрощение и удешевление процессов в бэк-офисе банка. Упрощается учет продуктов, которые кредитная организация предлагает своим клиентам, за счет стандартизации технологических операций и процедур бухгалтерского учета. Здесь важно понимать, что речь идет не столько о сокращении числа продуктов, сколько о совершенствовании учета продуктов. Банк может предлагать диверсифицированную продуктовую линейку и расширять ее в соответствии со своей стратегией, но времени на проведение бухгалтерских операций потребуется меньше.

Ядро самостоятельно разработанной и используемой в банке АБС создавалось в условиях отсутствия широкополосных каналов связи между офисами кредитной организации, соответственно, система децентрализована. В настоящее время требующие постоянной доработки модули АБС, не содержащие специфику банка, были заменены на модули современных систем внешних поставщиков. Но даже когда в нашем распоряжении есть работающая АБС и с помощью SAP BW решены вопросы централизации отчетности, очевидно, что настанет момент, когда на место самописной системы необходимо будет поставить промышленный, масштабируемый, отказоустойчивый продукт. И эту задачу необходимо решать поступательно, заранее, не дожидаясь того момента, когда собственная автоматизированная банковская система начнет давать сбои или станет бутылочным горлышком с точки зрения производи­тельности бизнес-процессов.

В итоге результатом внедрения решений компании SAP с банковской функциональностью станет улучшение качества клиентского сервиса банка, поскольку сейчас уровень банковского сервиса зависит не только от того, насколько быстро кредитная организация готова обслужить клиента, но и от того, готова ли она предлагать ему и другим своим клиентам новые продукты и услуги для ведения бизнеса сегодня и завтра.

NBJ: Я так понимаю, что проект по внедрению банковской функциональности от компании SAP оказался достаточно длительным. С чем это связано?

Ю. БОГДАНОВ: До кризиса компания SAP работала в России по той же модели, что и другие международные вендоры: когда система автоматизации жестко регулируемой банковской деятельности впервые выводится на локальный рынок, то в сжатые сроки инициируется доработка основных функциональных модулей системы, так называемая локализация, при этом в первую очередь прорабатываются специфичные требования локального бухгалтерского учета.

В финальной стадии первой попытки локализации ЦБ РФ утвердил Положение № 302-П, несущее в себе большое количество новых и измененных требований к учету банковских операций. В существовавшей на тот момент программной архитектуре разработки SAP для внедрения в продуктивную эксплуатацию банку потребовалось бы самостоятельно вносить массу изменений в продуктовые модули решений SAP. Доработок было бы столько, что в итоге это была бы в меньшей степени система от компании SAP, чем просто система на базе технологий SAP, соответственно возросли бы эксплуатационные риски банка, развитие системы было бы усложнено и чрезмерно затратно - переход на новые версии и поддержка системы компанией SAP стали бы невозможны разумными средствами. Такой подход к локализации не мог быть признан успешным, и банк заморозил внедрение систем с банковской функциональностью от компании SAP.

NBJ: И из теоретических выводов об ошибочности выбранного пути были сделаны практические выводы?

Ю. БОГДАНОВ: Да. В 2012 году компания SAP пересмотрела концепцию подхода к выводу своего ключевого решения для банковского сектора SAP Banking Services на российский рынок. Своим клиентам, в первую очередь банку «Центр-инвест», компания SAP презентовала новую идеологию построения решения для транзакционных и учетных задач и адаптации его под требования регуляторов. Транзакционное решение SAP (компоненты по управлению счетами, депозитами) при адаптации остается неизменным, потому что, как показывает опыт внедрений, оно во многом устраивает бизнес-пользователей. А за решение вопросов, связанных с автоматизацией бухгалтерских операций в соответствии с различными стандартами (РСБУ, МСФО), отвечает новый, развиваемый и поддерживаемый компанией SAP специализированный модуль бухгалтерского учета в продукте SAP Bank Analyzer. При таком архитектурном подходе основная функциональность продуктовой системы не страдает от частых изменений регуляторных требований, поскольку необходимые изменения вносятся, как правило, в учетную часть. После решения вопроса с архитектурой и подходом к локализации продукта компания SAP привлекла банки к определению и согласованию локализационных требований, затем к тестированию уже локализованной функциональности.

NBJ: Как банк «Центр-инвест» отнесся к этой новой идеологии?

Ю. БОГДАНОВ: Положительно. Мы возобновили сотрудничество с компанией SAP в области банковской функциональности: банк принял непосредственное и очень активное участие в адаптации решения для российского рынка, в формировании требований к платежной и вкладной функциональности, в согласовании сценариев тестирования системы SAP Banking Services 8.0. К моменту выхода этого релиза (30 августа 2013 года) банк уже провел тестирование локализованной функциональности предложенного решения.

NBJ: Что показали результаты этого тестирования?

Ю. БОГДАНОВ: Главный вывод, к которому мы пришли, - идеологически и архитектурно решение устраивает банк, о чем он объявил в официальном отчете о тестировании. Конечно, были сформулированы замечания и предложения, с учетом которых компания SAP вносит изменения в релиз и готовит новые поставки. Банк готовится к интеграции решения в существующую программно-аппаратную архитектуру информационной системы. Говоря о нашем предыдущем опыте сотрудничества с компанией SAP и о новом этапе этого сотрудничества, я хотел бы отметить следующий принципиально важный момент: если раньше ответственность за качество локализации была распределена между офисами компании SAP в разных странах и разделена с субподрядчиками, то сейчас эту ответственность несет головной офис компании SAP AG. То есть данный проект координируется непосредственно из штаб-квартиры SAP AG в Германии. Сотрудники SAP AG неоднократно посещали банк для проведения сессий по тестированию и согласованию доработок - мы уверены в их высокой компетенции. Важно отметить, что большинство технических работ выполняет российская команда - и это правильно, так как формируется ключевая компетенция для последующего развития системы. При таком подходе у банка-заказчика возникает ощущение совсем иного уровня сотрудничества, когда есть понимание ответственности компании SAP AG за успешное появление локализованного продукта.

NBJ: Как Вы считаете, будет ли предлагаемое решение интересным для других российских банков, если да, то для каких по размеру активов и профилю деятельности финансово-кредитных организаций?

Ю. БОГДАНОВ: Наше сотрудничество с компанией SAP разрушает миф о том, что услуги SAP доступны только для титанов российского банковского рынка - организаций, управляющих огромными активами и занимающих первые позиции в рейтингах по масштабу ведения бизнеса. Банк «Центр-инвест» -наглядный пример среднего по размеру активов российского банка, при этом быстро и динамично развивающегося, постоянно внедряющего новые продукты и услуги.

NBJ: Но при этом решения SAP априори являются недешевыми, а средние по размеру активов банки обычно не так свободны в средствах, как лидеры нашего банковского рынка.

Ю. БОГДАНОВ: Если учитывать все требуемые поставщиками АБС платежи, то предложения компании SAP на данный момент находятся в одном ценовом сегменте с предложениями ведущих российских разработчиков. Кроме того, когда речь идет о внедрении нового решения, всегда неизбежно возникает вопрос соотношения цены и качества предлагаемого продукта. Иными словами, когда мы представляли совету директоров предложения компаний-вендоров и интеграторов, то учитывали не только количество средств, которые придется потратить на приобретение, внедрение и экплуатацию того или иного решения, но и потенциальный экономический эффект от внедрения. И я должен сказать, что в этом свете предложение SAP выглядит очень привлекательно для универсальной кредитной организации любого уровня: система SAP Banking Services способна стать платформой для развития широкого спектра услуг банка. Наверное, можно заняться самообманом и купить коробочную систему в базовом исполнении дешевле, но затем придется докупать необходимые модули для дополнительной функциональности, интеграции и т.д. А можно приобрести изначально эффективное, устойчивое и локализованное решение, понятным образом интегрируемое в ИТ-ландшафт современного банка.

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку