Аналитика и комментарии

11 сентября 2013

Непрерывность банковского бизнеса: число «девяток» имеет значение

Перебои в работе ИТ-систем финансово-кредитного учреждения недопустимы: невозможность проводить транзакции практически немедленно приведет как к прямым финансовым потерям, так и к серьезным репутационным рискам. О том, как и с применением каких технологий должна обеспечиваться непрерывность деятельности российских банков, рассказал в интервью NBJ директор департамента по работе с финансовыми учреждениями компании «Ай-Теко» Павел ЗУБКОВ.

NBJ: Все ли владельцы бизнеса понимают проблематику?

П. ЗУБКОВ: Согласно совместному исследованию Forrester Research и Disaster Recovery Journal 82% директоров компаний, отвечающих за непрерывность бизнеса, признают факт увеличения рисков, связанных с большой сложностью бизнес-процессов и всевозрастающей зависимостью от применяемых технологий. Банки здесь не исключение: любые неполадки в работе их ПО приводят к денежным убыткам практически сразу. Их масштаб зависит лишь от того, на каком участке произошел сбой.

NBJ: С чего следует начинать создание отказоустойчивой среды?

П. ЗУБКОВ: Без определения ценности каждого банковского приложения для финансовой организации нельзя принять ни одного осознанного технологического решения. Когда перечень критически важных процессов будет утвержден и для каждого звена в цепи будет определен запас прочности, все остальное - дело техники.

NBJ: У доступности процессов есть единица измерения?

П. ЗУБКОВ: Способность программно-аппаратной платформы защищать приложения от сбоев принято выражать числом «девяток» - от одной-двух (99%, или семь часов простоя в месяц) до пяти (99,999%, или всего пять минут простоя в год). При этом достижение каждого последующего уровня доступности становится сложнее, а каждая дополнительная «девятка» обходится заказчику все дороже. Именно поэтому предварительно стоит ранжировать процессы и элементы системы по степени их критичности для бизнеса, определив, в доступность каких из них нужно инвестировать средства, ведь создание отказоустойчивой среды с пятью «девятками» станет весьма дорогостоящим проектом.

NBJ: Какие варианты решений в этой сфере существуют сегодня?

П. ЗУБКОВ: Основных подходов несколько. Скажем, правильно настроенная и грамотно управляемая кластерная система из UNIX-серверов со стабильно работающим приложением при условии безошибочной работы операторов обеспечит 99,99% доступности, что равнозначно 53 минутам простоя в год. Однако кластерные комплексы сложны в настройке, оптимизации и управлении. Даже незначительные изменения в конфигурации или прикладном ПО часто требуют проведения предварительного тестирования, дополнительной настройки серверных систем, сопряженных с большими временными затратами администраторов, и подразумевают сопровождение каждого банковского приложения 10-15 специалистами.

Большой эффект дают отказоустойчивые так называемые fault-tolerant системы на платформе HP NonStop. В отличие от кластеров, где ресурсы параллельно распределяются между вычислительными узлами, отказоустойчивость в fault-tolerant достигается за счет дублирования всех компонентов, как аппаратных, так и программных, что полностью исключает простои или сбои в обслуживании. Какой бы из компонентов ни вышел из строя (будь то процессор, память, дисковый контроллер, фрагмент программного кода), данные продолжают обрабатываться на оставшейся работоспособной части системы без потерь. В результате HP NonStop обеспечивает отказоустойчивость на уровне пяти «девяток» при затратах, в полтора-два раза меньших по сравнению с кластерами. Сложность видится только в одном: для этой платформы необходима разработка своих версий прикладного ПО, которое учитывало бы особенности ее архитектуры. В июле 2013 года в штаб-квартире компании HP в Пало-Альто (США) с успехом прошло тестирование процессинговой системы BPC SmartVista на платформе HP NonStop при участии наших специалистов. Результаты оказались просто ошеломляющими! Ком­плекс с четырьмя процессорами обеспечил обработку более тысячи карточных транзакций в секунду. При этом наблюдалось строго линейное повышение производительности при увеличении вычислительной мощности системы. В итоге на сервере с 16 процессорами удалось показать результат, который покрыл бы потребности всех европейских (без Великобритании) банков!

В сентябре текущего года компания «Ай-Теко» развернет демостенд с системой HP NonStop в собственном дата-центре «ТрастИнфо» в Москве с возможностью проведения как функциональных, так и нагрузочных тестов. Ряд крупных банков уже проявили заинтересованность в этом тестировании.

Беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку