Аналитика и комментарии

16 ноября 2012

Единая платформа формирования отчетности для банков

Особенности формирования различных видов отчетности (для Банка России, налоговой, управленческой и т.д.) зависят от масштабов возможных последствий в том случае, если организация допустила в отчете ошибку или не предоставила его в нужный срок. Например, ошибка в управленческой отчетности может привести к финансовому убытку, а ошибка в обязательной - к отзыву лицензии банка. Для того чтобы избежать негативных последствий, банки используют разнообразный арсенал, предоставляемый информационными технологиями.

ЕДИНАЯ    ПЛАТФОРМА - МЕЧТА    ИЛИПРОЙДЕННЫЙ ЭТАП?

Проблема создания единой платформы формирования отчетности для финансовых организаций - будь то отчетность для Центрального банка, по МСФО, по Basel II, по рискам, управленческая отчетность и т.д. - уже несколько лет привлекает внимание представителей банковского сообщества и экспертов в области информационных технологий. Озвучиваются различные мнения, подкрепляемые весомыми аргументами. Возможно, данный вопрос не имеет однозначного ответа, поскольку содержит ряд нюансов.

По мнению начальника департамента информационных технологий РОСЭНЕРГОБАНКа Леонида Белышко-ва, для большинства банков создание единой платформы для формирования отчетности - это «или мечта, или пройденный этап», поскольку технологическая реализация такого проекта возможна только для небольшого объема данных.

Чаще всего развитие происходит по следующему сценарию, рассказывает Леонид Белышков: «Банк внедряет автоматизированную систему, которая формирует всю отчетность, требующуюся на момент внедрения (в том числе управленческую и обязательную). Но проходит время, бизнес банка растет, появляются новые виды продуктов и новые формы отчетности, изменяется законодательство. При этом часто оказывается, что отражение новшеств в имеющейся системе отчетности или требует длительного времени и больших финансовых затрат, или не может быть реализовано качественным образом. В этом случае организации часто идут на «заплаточные» решения, которые позволяют разобраться с текущими задачами, но уже не вписываются в «красивую» систему автоматизации».

Кроме того, нужно учитывать тот фактор, что со временем увеличивается количество данных в системах. И если реализация отчетности была совмещена с самой АБС банка, то этот «исторический хвост» во время массового производства отчетов начинает замедлять операционную работу банка, что, естественно, вызывает ряд проблем. «В таком случае обычно этот «исторический хвост» переносят на другую систему, при этом оперативная отчетность формируется напрямую в АБС, а отчетность по «историческим» данным - уже в новой системе», - констатирует Леонид Белышков (РОСЭНЕРГОБАНК).

По мнению начальника управления банковских информационных технологий банка «Западный» Максима Турчанинова, вопрос создания единой платформы целесообразно разделить на две части. Первая часть - это отчетность, предоставляемая в Центробанк, налоговые органы, и отчетность по Basel. Вторая часть - это риск-менеджмент и управленческая отчетность. «Деление на две части обусловлено степенью детерминированности каждого из процессов, - объясняет эксперт. - В первой части процессы достаточно четко определены инструкциями и положениями, поэтому реализация их не столь сложна. Единственным серьезным фактором, влияющим на построение системы, является корректность ее реализации, я бы сказал, безошибочность. Добиться этого можно только в том случае, если у регулирующего органа и у банка есть единые механизмы проверки правильности отчетности. Отсюда можно сделать вывод, что в первом случае успехом может пользоваться только та система, которая инициирована и поддерживается самими надзорными органами. Это во многом облегчило бы проблему постоянно изменяющихся стандартов отчетности, и я думаю, что банки пошли бы на реализацию механизмов экспорта данных в эту систему из своих банковских систем».

Совсем другая ситуация с системой управления рисками и управленческой отчетностью. Здесь наряду с инструкциями существует значительная доля субъективизма, основанного на целях, задачах и видении текущей ситуации топ-менеджерами конкретного банка. Поэтому задача построения хорошей системы риск-менеджмента и управленческой отчетности по масштабам сопоставима с задачей построения успешного предприятия или банка, считает Максим Турчанинов. «В хорошей системе управления присутствует значительная часть статистических и прогнозных данных, точность и корректность которых зависят от методов, используемых менеджментом, - подчеркивает эксперт. -Построение таких систем сродни, скорее, искусству, а не точной науке. В построении участвует множество различных процессов, включая те, которые сложно оценить материально. Хорошая система управления учитывает их все».

ПОЛНЫЙ СПЕКТР ОТЧЕТНОСТИ

Создание единой платформы способствует устранению «зоопарка» решений и подходов к формированию отчетности, но преодоление подобной эклектичности не является для кредитной организации самоцелью. Ведь основная задача в данном случае, подчеркивает Леонид Белышков  (РОСЭНЕРГОБАНК),  - это полноценное предоставление всего спектра необходимой кредитной организации отчетности как на текущий момент, так и в перспективе. «При этом архитектура возможных решений, единые они или состоят из многих «заплаток», определяет стоимость владения системами, стоимость их развития и поддержки, - отмечает эксперт. - И задача, естественно, минимизировать эту стоимость. Единая система отчетности может это обеспечить, но не во всех случаях, поэтому на рынке систем отчетности существует очень много разных предложений. При этом идеального, подходящего для всех банков предложения нет».

На сегодняшний день большого «зоопарка» систем формирования обязательной отчетности не существует, считает Максим Турчанинов. Система формирования обязательной отчетности, как правило, поставляется вместе с автоматизированными банковскими системами. «Выстраивать» ее отдельно нет смысла ввиду сложной реализации механизма экспорта данных из АБС. «Системы второго класса - это продукт, как правило, штучный. Если же это стандартный продукт, то он сильно доработан и порой отличается от стандарта до неузнаваемости», - отмечает эксперт банка «Западный».

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Основная проблема автоматизации обязательной отчетности, включая расчет обязательных нормативов, заключается в низком качестве исходной информации. Данные для отчетности могут находиться в модулях нескольких учетных систем кредитной организации. Поэтому, прежде чем непосредственно приступить к формированию отчетности, необходимо проверить, очистить данные, привести их к единому формату. С этой целью в банках создаются хранилища данных, обеспечивается их интеграция с используемыми учетными системами и сбор данных бухгалтерского и операционного учета из всех подразделений банка.
«Так как отчетность формируется в основном автоматически, то качество отчетных данных напрямую зависит от качества первичных данных, - отмечает Леонид Белышков (РОСЭНЕРГОБАНК). - Поэтому для контроля первичных данных обычно используются встроенные средства АБС и правильная, соответствующая настройка в ней банковских продуктов».

Начальник управления банковских информационных технологий банка «Западный» рассказал об опыте формирования отчетности кредитной организации, в которой он работает.

Изначально при развитии банка стояла задача учитывать принципы централизации данных и средств обработки, что, безусловно, облегчило банку жизнь в дальнейшем. В настоящее время формирование обязательной отчетности не представляет для кредитной организации серьезных трудностей. Банк пошел по пути консолидации данных в автоматизированной банковской системе, и на сегодняшний день все стандартные средства АБС по подготовке отчетности работают практически в штатном режиме. У такой консолидации имеется и оборотная сторона медали - проблемы с производительностью. Однако специалисты банка не планируют вносить какие-то существенные изменения в логику работы автоматизированной банковской системы и думают решить данную проблему на более низком уровне баз данных и систем репликации.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
ИТ-СИСТЕМА ДЛЯ ВЫПУСКА БАНКОВСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБОЙ, ЕСЛИ ЭТО ХРАНИЛИЩЕ ДАННЫХ
Юлия АМИРИДИ, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab

Для каких бы целей ни готовилась отчетность банка, по сути это всего лишь разные интерпретации одних и тех же первичных данных -бухучета, договоров, сведений о клиентах. Цикл ИТ-подготовки отчетности, будь то отчетность для регуляторов (для ЦБ РФ, ФНС, по МСФО), управленческая, для контроля рисков, включает создание, хранение и обработку данных для их представления конечному пользователю. Первичные данные создаются в АБС, за хранение, обеспечение качества и обработку отвечают хранилища данных (ХД), за визуальное представление отчетов - В1-инструменты.
Чтобы быть единой платформой для выпуска всех видов отчетности, банковское ХД должно опираться на универсальную отраслевую модель данных. Она задает критерии полноты и достаточности данных для решения комплекса управленческих и аналитических задач банка, состав объектов, атрибутов и взаимосвязей для первичных данных и рассчитанных на их базе показателей. Так, банковская модель Intersoft Lab покрывает большинство потребностей в данных (более 3000 сущностей) для построения отчетности банков России. Фактически модель ХД связывает потребности банка в отчетах с возможностями АБС предоставить для них первичные данные. Достаточность данных в АБС для той или иной отчетности можно оценить уже по описанию модели и принять организационно-технические решения по модернизации бизнес-процессов банка (ввод, генерация, вычисление недостающих данных).
Модель задает требования к процедурам диагностики целостности, полноты, согласованности и достоверности данных, выполняемых как на этапе ETL, так и в ХД. Например, в ХД «Контур» реализовано более 300 таких процедур. Они помогают добиться надлежащего качества и самих данных, и конечного продукта - отчетности.
В арсенале Intersoft Lab более полусотни проектов для выпуска разного рода отчетности в российских банках. Из последних примеров можно назвать построение на базе ХД «Контур» Системы подготовки отчетных данных в ОАО «ВБРР». Она призвана стать основой для формирования всех видов отчетности банка.

Текст: Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку