Аналитика и комментарии

14 мая 2012

Создание учетно-ориентированной архитектуры в банке

В большинстве современных банков используется сразу несколько приложений, и их тем больше, чем разнообразнее бизнес у банка. Потому наличие нескольких систем от разных поставщиков - скорее правило, чем исключение. Задача распределения многочисленных и разнообразных функций банка между приложениями чаще всего решается делением по бизнес-областям, причем в крупных банках отчетливо прослеживается тенденция использования систем best-of-breed - лучших в своей области.

В результате ИТ-архитектура в банке оказывается ориентированной на бизнес-задачи, а не на учет. В таких условиях ведение качественного учета в масштабе крупного банка связано с рядом трудностей.

Как правило, отдельные приложения обрабатывают бизнес-операции в выделенных бизнес-областях целиком -от инициации процесса до получения отчетности по всем необходимым формам (ЦБ РФ, МСФО, ФСФР, внутрибанковская, управленческая), что закономерно влечет фрагментацию учета как по бизнес-областям, так и по различным ИТ-системам. А трудоемкая работа по получению консолидированной (централизованной) отчетности по банку в целом ложится на плечи бухгалтерии и других заинтересованных подразделений банка.

Централизация учета - сложная задача на стыке ИТ-департамента и бухгалтерии банка. ИТ-служба не готова менять сложившийся ИТ-ландшафт, подстроенный под интересы бизнеса. А бухгалтеры понимают, что нужно делать с точки зрения учета, но не могут однозначно сформулировать задачу для ИТ.

Даже если ИТ и бухгалтерия договорятся о том, что нужно делать, подобный проект по централизации учета, получаемого из большого количества разнородных систем, сопряжен с большими рисками. Вероятнее всего, потребуются изменения в различных бизнес-приложениях, что может повлечь непредсказуемые последствия и серьезные сбои в работе отдельных подразделений банка.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Приступая к решению сложной системной задачи, необходимо вначале описать принципиальное устройство того, что мы хотим получить, — спроектировать так называемую информационную архитектуру. Для эффективного решения задачи централизации учета мы создаем особую ИТ-архитектуру - учетно-ориентированную.

Принимая во внимание все сложности, которые были описаны выше, и руководствуясь фундаментальным принципом врачей и консультантов - «Не навреди!», - мы сформулировали принципы построения учетно-ориентированной архитектуры.

Сохранение ИТ-ландшафта. Фокусировка на централизации учета не должна сказываться на основных функциях бизнес-приложений информационной системы банка.

Добавление (или выделение) особого компонента - Центральной учетной системы (Key Accounting System, KAS), которая будет выполнять функции централизации, контроля и координации учета. KAS служит хранилищем данных и носителем учетной политики банка.

Организация двустороннего взаимодействия KAS с бизнес-приложениями - «учетной связи». Она необходима для централизованного распространения учетной политики банка от KAS к бизнес-приложениям, а также для верификации учетных данных, которые поступают в KAS из различных ИТ-систем (рис. i).

На первый взгляд может показаться, что предлагаемая архитектура очень проста. Это действительно так, если не принимать во внимание сложность ее реализации в условиях непрерывной работы банка. Способы построения учетно-ори-ентированной архитектуры на основе вышеперечисленных принципов могут быть различными. Далее мы расскажем о варианте, разработанном нашей компанией.

НАШ МЕТОД СОЗДАНИЯ УЧЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

В основе нашего подхода к созданию учетно-ориентированной архитектуры лежит наша собственная технологическая платформа. Она была разработана специально для проектов по заказной разработке учетно-аналитических систем для крупных организаций, включая банки, и многократно использована на практике.

На базе этой технологии реализуется KAS, которая аккумулирует бухгалтерский, управленческий, налоговый и любые другие виды учета, обеспечивает их контроль и координацию, а также реализует механизмы ведения учетной политики и ее распространения на связанные с KAS бизнес-приложения (рис. 2).

Мы выстраиваем информационный обмен в разрезе учетных данных между KAS и бизнес-приложениями, следуя принципу сохранения сложившегося ИТ-ландшафта. Это означает, что все необходимые для полноты, контроля и координации учета данные из учетного слоя бизнес-приложений попадают в KAS (под учетным слоем понимается часть приложения, отвечающая за формирование учетных данных). В случае если используется западная система, неспособная вести учет по российским правилам, мы внедряем специальное приложение - Универсальный учетный модуль (Universal Accounting Unit), который на основе получаемых из бизнес-приложений событий по бизнес-операциям ведет учет по требуемым правилам. Причем это решение универсально и индивидуально настраивается под каждое бизнес-приложение. А наша технология бережного внедрения обеспечивает «бесшовное» встраивание KAS в ИТ-ландшафт без нарушения связей между его частями.

Таким образом, описанная учетно-ориентированная архитектура объединяет все бизнес-приложения банка в единое учетное пространство.

Следует особо отметить, что описанный гибкий подход к построению архитектуры не ограничивает развитие ИТ-ландшафта банка - добавление новых ИТ-систем и вывод из эксплуатации устаревающих бизнес-приложений осуществляется в рабочем режиме. Это соответствует современному тренду использования best-of -breed бизнес-приложений.

Кроме того, учетно-ориентированная архитектура позволяет быстро реагировать на изменение правил учета благодаря тому, что KAS централизованно отслеживает выполнение требований внешних регуляторов и учетной политики самого банка.

Елена СТАРЫНИНА, ведущий аналитик и руководитель проектов направления «Финансовые институты» группы компаний CUSTIS; Максим МИХАЛЕВ, директор по маркетингу и продажам группы компаний CUSTIS
Поделиться:
 

Возврат к списку