Аналитика и комментарии

05 мая 2014

20 лет Трансстройбанку. Принципы и цели

Для российского финансового секто­ра всегда были характерны высокие риски - тем убедительнее выглядят на этом фоне достижения банков, которые смогли не только удержать­ся на плаву, но и нарастить объемы своего бизнеса, создать базу лояль­ных клиентов. К числу таких финан­сово-кредитных институтов, безус­ловно, относится Трансстройбанк, отмечающий в этом году свое двад­цатилетие. О том, каких принципов банк придерживается в своей работе и какие цели он ставит перед собой, рассказал в интервью NBJ президент АКБ «Трансстройбанк» (ЗАО) Петр ЧИТИПАХОВЯН.

NBJ: Петр Степанович, Трансстройбанк успешно работает на рынке банковских услуг с апреля 1994 года. Расскажи­те, пожалуйста, как создавался банк? Что было заложено в основу его дея­тельности?

П. ЧИТИПАХОВЯН: Действительно, Транс­стройбанк является одним из старей­ших финансовых институтов Рос­сийской Федерации. Он создавался в сложный период - 1990-е годы, и глав­ной целью его деятельности была орга­низация прозрачного и понятного фи­нансового сервиса группы компаний, создавшей банк, и ее партнеров. Одна­ко довольно быстро Трансстройбанк превратился в универсальную кредит­ную организацию и с честью прошел все сложные этапы развития россий­ской банковской системы.

Основной принцип деятельно­сти банка - ликвидность важнее при­быльности. Это означает, что наша кредитная организация отдает при­оритет четкости исполнения своих обязательств и придерживается кон­сервативного подхода в оценке бан­ковских рисков. Может быть, поэто­му Трансстройбанк не стал одним из крупнейших финансовых институ­тов России, что мог бы сделать при проведении агрессивной политики. Но зато он всегда оставался надеж­ным партнером для своих клиентов и контрагентов.

NBJ: Какой из моментов истории Транс­стройбанка представляется Вам особен­но интересным?

П. ЧИТИПАХОВЯН: Как правило, всегда запоминаются моменты или сложные, или удачные. За время своей деятель­ности Трансстройбанк пережил мно­гие события эпохи становления в Рос­сии рыночной экономики: и «черный вторник» 1994 года, и кризис авгу­ста 1998 года, и кризис доверия к бан­ковской системе 2004 года, и, наконец, глобальный кризис 2008-2009 годов. В то же время все эти негативные со­бытия не мешали банку идти по пути планомерного развития. У банка есть история участия в финансировании крупных проектов строительства ин­фраструктуры в различных регионах нашей страны, таких как комплексная реконструкция железнодорожной ма­гистрали Москва - Санкт-Петербург, проекты по освоению сахалинского шельфа (Сахалин-1 и Сахалин-2), про­ект по строительству кольцевой ав­томобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, проект строительства ав­томобильной трассы Чита - Хабаровск и других интересных и сложных объ­ектов. Банк принимал активное уча­стие в создании сети отелей «Марри-отт» и продолжает финансирование этой программы.

NBJ: Клиенты банка говорят об особом подходе и уникальности кредитной организации. В чем заключается ее уникальность?

П. ЧИТИПАХОВЯН: Основой клиентской политики является индивидуальный подход к каждому клиенту. Банк стре­мится провести анализ всего бизнеса клиента с целью построения оптималь­ной структуры сделки, обеспечиваю­щей стабильность финансовой дея­тельности компании в будущем. Мы стремимся выращивать бизнес своего клиента, получая надежного партнера на долгий срок.

NBJ: Как Вы уже отметили, за годы своей деятельности банк принимал уча­стие в финансировании ряда крупных проектов, имеющих государственное значение. Какой опыт банк приобрел благодаря участию в таких программах?

П. ЧИТИПАХОВЯН: Участие Трансстрой­банка в финансировании упомянутых выше проектов государственного значе­ния научило банк понимать потребно­сти клиентов до мельчайших нюансов. С 1999 года наша финансово-кредит­ная организация применяет уникаль­ные технологии расчетно-кассового обслуживания и сопровождения круп­ных строительных проектов. При этом все подрядные организации (от ген­подрядчика до субподрядчика и их пар­тнеров) открывают счета в Трансстрой­банке, что дает возможность просле­дить весь «конус» платежей на любую глубину, обеспечивая максимальную скорость платежей и прозрачность всех этапов реализации проекта. Такая тех­нология позволяет завершить строи­тельство в рамках исходного бюджета и избежать его превышения. Существу­ют у нас и иные интересные продукты для других сфер деятельности. Напри­мер, обслуживая сеть гостиниц «Мар-риотт» в различных регионах страны, мы не только развиваем сеть наших представительств, но и разрабатыва­ем специальные технологии работы со столь крупными компаниями, отвечая самым современным международным требованиям. Мы также финансируем и создание серьезных промышленных ак­тивов в стране.

NBJ: В каких отраслях малого и средне­го бизнеса сегодня работает банк? Како­вы приоритетные направления разви­тия бизнеса по работе с корпоративны­ми клиентами?

П. ЧИТИПАХОВЯН: Справедливо отме­чено, что в отличие от развитых зару­бежных стран, где подавляющая доля валового внутреннего продукта соз­дается предприятиями, относящими­ся к малому и среднему бизнесу, в Рос­сии этот сегмент экономических субъ­ектов «генерит» лишь около 20-25% ВВП. Между тем во всем цивилизован­ном мире признано, что именно нор­мальное состояние данного сегмента является основой успешного экономи­ческого развития конкретного государ­ства, ключевым моментом повышения уровня жизни людей. Иными словами, малый и средний бизнес - основа ста­бильности человеческой цивилизации как таковой.

Субъекты малого и среднего пред­принимательства являются основой клиентской базы Трансстройбанка, и в настоящее время банк активно их фи­нансирует в рамках государственной программы поддержки малого и сред­него предпринимательства (МСП), ко­торую с 2010 года мы реализуем в пар­тнерстве с ОАО «МСП Банк». А с 2013 года банк принимает участие в прово­димой ОАО «АФЖС» программе по стимулированию предоставления кре­дитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья (программа «Стимул»). Помимо этого, банк активно предлагает различные формы кредито­вания как для развития бизнеса с нуля, так и для стабильно работающих орга­низаций. Трансстройбанк в основном специализируется на обслуживании клиентов в следующих сферах деятель­ности: гостиничном, туристическом и ресторанном бизнесе, девелопменте, строительстве, недвижимости, оптовой и розничной торговле, лизинге.

Трансстройбанк стремится стать платформой для сотрудничества со своими клиентами и партнерами. Мы создаем продукты, которые позво­ляют объединять интересы клиен­тов, осуществляющих свою деятель­ность в смежных отраслях экономи­ки. Например, в процессе реализации строительного проекта банк может предложить кредитование не толь­ко основному оператору проекта, но и генподрядной организации (под ее за­логи). Но все это осуществляется при адекватной, взвешенной оценке кре­дитного риска.

NBJ: Какую роль играет при этом генподрядная организация?

П. ЧИТИПАХОВЯН: Речь в данном слу­чае идет о клиенте, которого банк обеспечит кредитом под его залоги для завершения строительства. Как вы понимаете, кредитование такого клиента осуществляется при адекват­ной, взвешенной оценке кредитного риска.

NBJ: Расскажите, как банк пережил кризис 2008 года. В чем, по Вашему мнению, секрет стабильности и долго­летия Трансстройбанка?

П. ЧИТИПАХОВЯН: Кризис 2008 года сильно сказался абсолютно на каж­дой сфере деятельности, будь то тор­говля, промышленное производство или банковский сектор. Трансстрой­банк, как и любой другой финансовый институт, оказался под влиянием кри­зиса. Во всяком бизнесе важное зна­чение имеет способность руководства компании просчитывать на определен­ный срок экономическую перспективу и готовиться к будущим изменениям. Руководство банка за три-четыре ме­сяца почувствовало наступление кри­зиса и распорядилось существенно со­кратить операции на межбанковском рынке, вывести средства из рынка цен­ных бумаг, пойдя на самоограниче­ние прибыльности операций и вызвав немалое удивление коллег по бизне­су. В итоге банк встретил кризис, бу­дучи готовым к нему. Благодаря гра­мотной политике по управлению акти­вами удалось минимизировать риски, что является основным для любой фи­нансовой организации. Немаловажны­ми положительными факторами стали лояльность клиентов и устойчивость бизнесов клиентов-заемщиков. Все это вместе с принятием ряда мер по опти­мизации расходов сыграло позитив­ную роль в том, что кризис практиче­ски не коснулся Трансстройбанка.

Несмотря на неблагоприятную об­становку во время кризиса, банк ак­тивно занимался привлечением и рас­ширением клиентской базы. Позици­онируя себя как банк с надежным и устойчивым капиталом, наша кредит­ная организация сумела расширить клиентскую базу для бесперебойного функционирования. Все наши клиен­ты доверяют нам, что является одним из ключевых факторов стабильности и долголетия банка.

NBJ: В текущей, довольно сложной обстановке в экономике каким Вы видите будущее российского банков­ского рынка?

П. ЧИТИПАХОВЯН: Банковский сектор всегда был рынком с определенны­ми рисками. Несмотря на это, банков­ская деятельность сохранится и будет развиваться, претерпевая постоянные изменения. Развитие рыночных отно­шений в настоящее время немысли­мо без разнообразного и качественно­го предоставления банковских услуг. Большое значение для дальнейшего развития банковской системы имеет наличие сложившегося банковского сообщества, которое в рамках Ассо­циации российских банков получи­ло возможность осознания своей роли в жизни страны и представления сво­его мнения на различных уровнях си­стемы государственной власти нашей страны. Банк России на данный мо­мент активно занимается очисткой банковского сектора от недобросовест­ных игроков, присутствие которых не­гативно сказывается на репутации бан­ковской системы в целом. Повышается уровень требований к капиталу бан­ков, к их прозрачности. Такая поли­тика оправданна, так как потребитель банковских продуктов должен быть уверен, что его сбережения находятся в надежных руках. Будущее за банка­ми, которые смогут привлечь лучших клиентов и обеспечить их передовы­ми услугами. Поэтому основным в де­ятельности Трансстройбанка является принцип - устойчивость банка опреде­ляется качеством его клиентов.

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку