Аналитика и комментарии
20 лет Трансстройбанку. Принципы и цели
Для российского финансового сектора всегда были характерны высокие риски - тем убедительнее выглядят на этом фоне достижения банков, которые смогли не только удержаться на плаву, но и нарастить объемы своего бизнеса, создать базу лояльных клиентов. К числу таких финансово-кредитных институтов, безусловно, относится Трансстройбанк, отмечающий в этом году свое двадцатилетие. О том, каких принципов банк придерживается в своей работе и какие цели он ставит перед собой, рассказал в интервью NBJ президент АКБ «Трансстройбанк» (ЗАО) Петр ЧИТИПАХОВЯН.
NBJ: Петр Степанович, Трансстройбанк успешно работает на рынке банковских услуг с апреля 1994 года. Расскажите, пожалуйста, как создавался банк? Что было заложено в основу его деятельности?
П. ЧИТИПАХОВЯН: Действительно, Трансстройбанк является одним из старейших финансовых институтов Российской Федерации. Он создавался в сложный период - 1990-е годы, и главной целью его деятельности была организация прозрачного и понятного финансового сервиса группы компаний, создавшей банк, и ее партнеров. Однако довольно быстро Трансстройбанк превратился в универсальную кредитную организацию и с честью прошел все сложные этапы развития российской банковской системы.
Основной принцип деятельности банка - ликвидность важнее прибыльности. Это означает, что наша кредитная организация отдает приоритет четкости исполнения своих обязательств и придерживается консервативного подхода в оценке банковских рисков. Может быть, поэтому Трансстройбанк не стал одним из крупнейших финансовых институтов России, что мог бы сделать при проведении агрессивной политики. Но зато он всегда оставался надежным партнером для своих клиентов и контрагентов.
NBJ: Какой из моментов истории Трансстройбанка представляется Вам особенно интересным?
П. ЧИТИПАХОВЯН: Как правило, всегда запоминаются моменты или сложные, или удачные. За время своей деятельности Трансстройбанк пережил многие события эпохи становления в России рыночной экономики: и «черный вторник» 1994 года, и кризис августа 1998 года, и кризис доверия к банковской системе 2004 года, и, наконец, глобальный кризис 2008-2009 годов. В то же время все эти негативные события не мешали банку идти по пути планомерного развития. У банка есть история участия в финансировании крупных проектов строительства инфраструктуры в различных регионах нашей страны, таких как комплексная реконструкция железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург, проекты по освоению сахалинского шельфа (Сахалин-1 и Сахалин-2), проект по строительству кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, проект строительства автомобильной трассы Чита - Хабаровск и других интересных и сложных объектов. Банк принимал активное участие в создании сети отелей «Марри-отт» и продолжает финансирование этой программы.
NBJ: Клиенты банка говорят об особом подходе и уникальности кредитной организации. В чем заключается ее уникальность?
П. ЧИТИПАХОВЯН: Основой клиентской политики является индивидуальный подход к каждому клиенту. Банк стремится провести анализ всего бизнеса клиента с целью построения оптимальной структуры сделки, обеспечивающей стабильность финансовой деятельности компании в будущем. Мы стремимся выращивать бизнес своего клиента, получая надежного партнера на долгий срок.
NBJ: Как Вы уже отметили, за годы своей деятельности банк принимал участие в финансировании ряда крупных проектов, имеющих государственное значение. Какой опыт банк приобрел благодаря участию в таких программах?
П. ЧИТИПАХОВЯН: Участие Трансстройбанка в финансировании упомянутых выше проектов государственного значения научило банк понимать потребности клиентов до мельчайших нюансов. С 1999 года наша финансово-кредитная организация применяет уникальные технологии расчетно-кассового обслуживания и сопровождения крупных строительных проектов. При этом все подрядные организации (от генподрядчика до субподрядчика и их партнеров) открывают счета в Трансстройбанке, что дает возможность проследить весь «конус» платежей на любую глубину, обеспечивая максимальную скорость платежей и прозрачность всех этапов реализации проекта. Такая технология позволяет завершить строительство в рамках исходного бюджета и избежать его превышения. Существуют у нас и иные интересные продукты для других сфер деятельности. Например, обслуживая сеть гостиниц «Мар-риотт» в различных регионах страны, мы не только развиваем сеть наших представительств, но и разрабатываем специальные технологии работы со столь крупными компаниями, отвечая самым современным международным требованиям. Мы также финансируем и создание серьезных промышленных активов в стране.
NBJ: В каких отраслях малого и среднего бизнеса сегодня работает банк? Каковы приоритетные направления развития бизнеса по работе с корпоративными клиентами?
П. ЧИТИПАХОВЯН: Справедливо отмечено, что в отличие от развитых зарубежных стран, где подавляющая доля валового внутреннего продукта создается предприятиями, относящимися к малому и среднему бизнесу, в России этот сегмент экономических субъектов «генерит» лишь около 20-25% ВВП. Между тем во всем цивилизованном мире признано, что именно нормальное состояние данного сегмента является основой успешного экономического развития конкретного государства, ключевым моментом повышения уровня жизни людей. Иными словами, малый и средний бизнес - основа стабильности человеческой цивилизации как таковой.
Субъекты малого и среднего предпринимательства являются основой клиентской базы Трансстройбанка, и в настоящее время банк активно их финансирует в рамках государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП), которую с 2010 года мы реализуем в партнерстве с ОАО «МСП Банк». А с 2013 года банк принимает участие в проводимой ОАО «АФЖС» программе по стимулированию предоставления кредитов (займов) на цели строительства и приобретения жилья (программа «Стимул»). Помимо этого, банк активно предлагает различные формы кредитования как для развития бизнеса с нуля, так и для стабильно работающих организаций. Трансстройбанк в основном специализируется на обслуживании клиентов в следующих сферах деятельности: гостиничном, туристическом и ресторанном бизнесе, девелопменте, строительстве, недвижимости, оптовой и розничной торговле, лизинге.
Трансстройбанк стремится стать платформой для сотрудничества со своими клиентами и партнерами. Мы создаем продукты, которые позволяют объединять интересы клиентов, осуществляющих свою деятельность в смежных отраслях экономики. Например, в процессе реализации строительного проекта банк может предложить кредитование не только основному оператору проекта, но и генподрядной организации (под ее залоги). Но все это осуществляется при адекватной, взвешенной оценке кредитного риска.
NBJ: Какую роль играет при этом генподрядная организация?
П. ЧИТИПАХОВЯН: Речь в данном случае идет о клиенте, которого банк обеспечит кредитом под его залоги для завершения строительства. Как вы понимаете, кредитование такого клиента осуществляется при адекватной, взвешенной оценке кредитного риска.
NBJ: Расскажите, как банк пережил кризис 2008 года. В чем, по Вашему мнению, секрет стабильности и долголетия Трансстройбанка?
П. ЧИТИПАХОВЯН: Кризис 2008 года сильно сказался абсолютно на каждой сфере деятельности, будь то торговля, промышленное производство или банковский сектор. Трансстройбанк, как и любой другой финансовый институт, оказался под влиянием кризиса. Во всяком бизнесе важное значение имеет способность руководства компании просчитывать на определенный срок экономическую перспективу и готовиться к будущим изменениям. Руководство банка за три-четыре месяца почувствовало наступление кризиса и распорядилось существенно сократить операции на межбанковском рынке, вывести средства из рынка ценных бумаг, пойдя на самоограничение прибыльности операций и вызвав немалое удивление коллег по бизнесу. В итоге банк встретил кризис, будучи готовым к нему. Благодаря грамотной политике по управлению активами удалось минимизировать риски, что является основным для любой финансовой организации. Немаловажными положительными факторами стали лояльность клиентов и устойчивость бизнесов клиентов-заемщиков. Все это вместе с принятием ряда мер по оптимизации расходов сыграло позитивную роль в том, что кризис практически не коснулся Трансстройбанка.
Несмотря на неблагоприятную обстановку во время кризиса, банк активно занимался привлечением и расширением клиентской базы. Позиционируя себя как банк с надежным и устойчивым капиталом, наша кредитная организация сумела расширить клиентскую базу для бесперебойного функционирования. Все наши клиенты доверяют нам, что является одним из ключевых факторов стабильности и долголетия банка.
NBJ: В текущей, довольно сложной обстановке в экономике каким Вы видите будущее российского банковского рынка?
П. ЧИТИПАХОВЯН: Банковский сектор всегда был рынком с определенными рисками. Несмотря на это, банковская деятельность сохранится и будет развиваться, претерпевая постоянные изменения. Развитие рыночных отношений в настоящее время немыслимо без разнообразного и качественного предоставления банковских услуг. Большое значение для дальнейшего развития банковской системы имеет наличие сложившегося банковского сообщества, которое в рамках Ассоциации российских банков получило возможность осознания своей роли в жизни страны и представления своего мнения на различных уровнях системы государственной власти нашей страны. Банк России на данный момент активно занимается очисткой банковского сектора от недобросовестных игроков, присутствие которых негативно сказывается на репутации банковской системы в целом. Повышается уровень требований к капиталу банков, к их прозрачности. Такая политика оправданна, так как потребитель банковских продуктов должен быть уверен, что его сбережения находятся в надежных руках. Будущее за банками, которые смогут привлечь лучших клиентов и обеспечить их передовыми услугами. Поэтому основным в деятельности Трансстройбанка является принцип - устойчивость банка определяется качеством его клиентов.