Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Взгляд на поколение вперед Правильная IT-стратегия дает банку конкурентные преимущества

Наши инновационные технологии способны поменять устоявшееся представление об информационной инфраструктуре, которая в 99% российских банков не способна к быстрому выводу новых банковских продуктов и адекватной адаптации к изменчивым требованиям рынка. Банк прежде всего должен стремиться расширить свое положение на финансовом рынке, обслуживая максимальное количество клиентов с минимальными затратами, в кратчайшие сроки и высоким качеством. Именно правильное управление информационными технологиями создает необходимый потенциал для такого развития.

Руководители банков в большинстве случаев отводят IT-стратегии лишь второстепенную роль, не замечая, что информационные технологии не только стали важной частью, но и обеспечивают весь бизнес банка. Для новых, часто возникающих направлений деятельности требуются гибкие структуры вокруг ключевых компетенций банка, и их могут обеспечить только IT-технологии.

Очевидно, что банки нового поколения, нацеленные на финансовый результат, качество обслуживания клиентов, расширение спектра конкурентоспособных банковских продуктов и информационные технологии, будут стремиться к внедрению новых услуг в кратчайшие сроки для достижения конкурентных преимуществ. При таком подходе информационная среда должна быть надежной, масштабируемой и легко управляемой, более того, готова к прозрачной интеграции с программным обеспечением других банков или компаний.

Конечно же, высокие требования к информационной безопасности хранимых и передаваемых данных должны устанавливаться по умолчанию при внедрении информационных систем банка, т. к. точная, своевременная и безопасно переданная информация имеет всегда большую ценность для любого бизнеса, тем более в сфере финансовых услуг. Необходимо отметить, что основные требования к системе менеджмента информационной безопасностью банка уже определены стандартом Банка России СТО БР ИББС-1.02006. Эти требования не нуждаются в каком-либо доказательстве применения.

В чем отличие

Так все же, как сделать бизнес банка гибким и результативным, в условиях повышенной осведомленности потенциального клиента? Пожалуй, единственным выходом сегодня является максимальная автоматизация бизнес-процессов банка, сокращение времени работы с клиентом до минимума и как следствие - снижение операционных затрат.

В настоящее время сложилась обычная практика, когда банки, покупая автоматизированную банковскую систему у традиционных поставщиков программного обеспечения, получают к установленным срокам получают 50% полностью работоспособной функциональности АБС. Затем происходит продление периода внедрения по запросу той или иной стороны, что прямым образом отражается на всей деятельности банка, ведь увеличиваются бюджет и сроки проекта, а самое главное - можно просто отстать от рынка. В итоге банк, получив функционал банковской системы, начинает искать ответы на вопросы применимости АБС в условиях изменившейся бизнес-стратегии банка.

МЕТРОБАНК вывел свою формулу успешного вывода новых продуктов на рынок

Например, руководством банка принято стратегическое решение о выходе на рынок услуг кредитования физических лиц. И что должно сделать ITподразделение, да еще после очередного внедрения АБС? Эта проблема может решаться несколькими способами: доработать систему под свои требования самостоятельно (в случае если исходный код системы открыт или существует определенная договоренность с поставщиком АБС), доплачивать за необходимый функционал поставщику АБС (обычно дорого и долго), либо докупить ПО третьих поставщиков или поступить более радикально, внедрив другую АБС. Вследствие подобных «внедрений» во многих банках ведется параллельный учет как минимум в двух АБС и применяется множество программных продуктов третьих производителей.

Как видите, в такой ситуации банку сложно заниматься стратегическим развитием своей деятельности и сконцентрировать свои усилия только на банковском бизнесе, не думая о том, как можно качественно выстроить новые и поддерживать устоявшиеся бизнес-процессы среди такого разнообразия программных продуктов и «вечнозеленого» IT. Более того, внедрение нового банковского продукта часто оказывается неудачным, во многом из-за особенностей и ограничений уже ранее установленного программного обеспечения.

В чем выгода

Так стоит ли проводить подобные «внедрения»? Мы считаем, что сегодня банку не обязательно покупать новое дорогостоящее банковское программное обеспечение только лишь для того, чтобы вывести новый продукт на рынок, ведь фирмы-разработчики АБС, на самом деле, далеки от банковского рынка, они не видят реального клиента банка. МЕТРОБАНК нашел свою формулу успешного вывода новых продуктов на рынок. Во-первых, применение АБС с открытым исходным кодом. Во-вторых, создание универсальных алгоритмов и программ с возможностью многократного применения в других приложениях. В-третьих, централизация приложений и IT-инфраструктуры, в том числе с применением единой сервисной шины предприятия для интеграции разнородных приложений в одно информационное пространство.

В результате МЕТРОБАНК теперь готов предложить своим банкам-партнерам несколько вариантов сотрудничества и совместного применения созданных нами передовых технологий и ноу-хау: в области банковского бизнесконсалтинга, интеграции на основе web-сервисов банковских продуктов и услуг в эксплуатируемые партнерами АБС, в разработке новых инновационных банковских продуктов, скоринговая оценка заемщиков, быстрые переводы наличных денег и т. п.

Все наши технологии являются малозатратными и высокодоходными для банка-партнера, т. к. они превращают банковские услуги в операционные продукты, не требующие принятия решения менеджерами банка, и позволяют контролировать все действия сотрудников банка. Подключение к нашему процессинговому центру займет всего несколько дней, причем возможны два вида технологического взаимодействия информационных систем МЕТРОБАНКа и банка-партнера: подключение АБС партнера через XML-обмен или использование полноценного фронт-офисного решения на основе обычного И н т е р н е т - б р а у з е р а . То есть мы не предлагаем нашим партнерам какое-то программное обеспечение, мы предлагаем сервис, который позволяет партнеру создать свой уникальный и конкурентный банковский продукт в надежной и безопасной информационной среде.

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ

Потребительский кредит за 15 минут

Технология выдачи потребительских кредитов разрабатывалась как открытое решение, которое могло бы быть многократно использовано, без существенных изменений, в том числе для предоставления услуг сторонним финансовым учреждениям и партнерам банка. Другими словами, мы можем менять компоновку алгоритмов скоринга, не внося изменений в готовый программный код. Более того, анкетные данные заемщика могут поступать на вход скоринговой системы по различным каналам связи, как внешним, так и внутренним: АБС банка, бумажные документы, заполненные заемщиком вручную, или Интернет-сервисы банка и бизнес-партнеров. Такой сервис позволяет предоставить клиентам комфортную и удобную услугу, информирующую о возможности получения кредита, причем с указанием максимальной суммы к выдаче, даже не заходя в банк.

Бизнес-логика скоринговой системы принятия решения о выдаче кредита отличается простотой, гибкостью настройки и комплексным подходом, в которую могут быть встроены различные алгоритмы, идеи и любые требования бизнес-партнеров для оценки заемщика. Сразу при ее создании была предусмотрена возможность прозрачной интеграции с компаниями, оказывающими услуги предоставления данных о физических лицах, их кредитной истории, правовой информации, паспортных и иных данных, существенно влияющих на процесс принятия решения. Процесс принятия решения полностью автоматизирован и исключает любой субъективный фактор сотрудников фронт-офиса банка, который может существенно оказать влияние на конечный результат всего бизнес-процесса в зависимости от настроения человека, времени суток, погоды, психологии и других индивидуальных качеств сотрудника банка.

Игорь Коваль, исполнительный директор ЗАО «МЕТРОБАНК»
Поделиться:
 

Возврат к списку